Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

342 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории Вместе с тем рост мощностей комбинатов приводил к увели­ чению давления на природные экосистемы. Так вокруг Мончегорска возникла техногенная пустошь. Периодические проловы Мурманского тралового флота в Баренцевом море (1956, 1957, 1958 гг. и др.) обусловили необходи­ мость разработки новых технологий природопользования в океане1. Выход из этой ситуации был найден, с одной стороны, в научной под­ держке промысла, выражавшейся во введении в качестве повседнев­ ной практики прогнозов сырьевой базы Северного бассейна. А с дру­ гой стороны, под влиянием того, что в научных кругах стал нарастать скептицизм в отношении ресурсных возможностей Баренцева моря, это вынуждало флот искать основания для ухода в другие акватории, в частности, требовало модернизации рыболовных судов и оборудо­ вания, с расчетом на работу вдали от порта приписки2. Если горнорудное производство Мурманской области факти­ чески, достигнув некой критической точки, перестало развиваться «вширь», то рыболовный флот, напротив, преодолев эту точку, стре­ мительно набирал темпы своего движения. Так, например, промысло­ вой экспедицией 1948 г. под командованием капитана Я.А. Гунина бы­ ли обнаружены значительные скопления сельди в районе Исландии, чем был предначертан прорыв советских траулеров в Северную Атлантику3. Формально это закреплялось созданием нового флота «Мурмансельдь». Заинтересованность государства в развитии рыбной промыш­ ленности на Мурмане проявилось сразу после окончания войны, ког­ да Мурманск по постановлению Советского правительства вошел в число 15 наиболее разрушенных гитлеровской авиацией городов РСФСР, подлежащих первоочередному восстановлению. Наиболее активно процесс освоения Атлантического океана пошел с приходом на флот траулеров новых поколений — больших и больших морозильных. В 1958 г. большой морозильный рыболов­ ный траулер «Серафимович» под началом капитана А.Ф. Тарана на­ 1 Полярная правда. — 1957. — 28 февраля; Там же. — 1958. — 4 февраля; Там же. — 1958. — 30 декабря. 2 См. о положении промысловой науки: Полярная правда. — 1957. — 28 февраля; Там же. — 1957. — 3 сентября. 3 Бородулин Г.М. Ничего, кроме правды. — Мурманск, 1994. — С.43-44.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz