Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
342 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории Вместе с тем рост мощностей комбинатов приводил к увели чению давления на природные экосистемы. Так вокруг Мончегорска возникла техногенная пустошь. Периодические проловы Мурманского тралового флота в Баренцевом море (1956, 1957, 1958 гг. и др.) обусловили необходи мость разработки новых технологий природопользования в океане1. Выход из этой ситуации был найден, с одной стороны, в научной под держке промысла, выражавшейся во введении в качестве повседнев ной практики прогнозов сырьевой базы Северного бассейна. А с дру гой стороны, под влиянием того, что в научных кругах стал нарастать скептицизм в отношении ресурсных возможностей Баренцева моря, это вынуждало флот искать основания для ухода в другие акватории, в частности, требовало модернизации рыболовных судов и оборудо вания, с расчетом на работу вдали от порта приписки2. Если горнорудное производство Мурманской области факти чески, достигнув некой критической точки, перестало развиваться «вширь», то рыболовный флот, напротив, преодолев эту точку, стре мительно набирал темпы своего движения. Так, например, промысло вой экспедицией 1948 г. под командованием капитана Я.А. Гунина бы ли обнаружены значительные скопления сельди в районе Исландии, чем был предначертан прорыв советских траулеров в Северную Атлантику3. Формально это закреплялось созданием нового флота «Мурмансельдь». Заинтересованность государства в развитии рыбной промыш ленности на Мурмане проявилось сразу после окончания войны, ког да Мурманск по постановлению Советского правительства вошел в число 15 наиболее разрушенных гитлеровской авиацией городов РСФСР, подлежащих первоочередному восстановлению. Наиболее активно процесс освоения Атлантического океана пошел с приходом на флот траулеров новых поколений — больших и больших морозильных. В 1958 г. большой морозильный рыболов ный траулер «Серафимович» под началом капитана А.Ф. Тарана на 1 Полярная правда. — 1957. — 28 февраля; Там же. — 1958. — 4 февраля; Там же. — 1958. — 30 декабря. 2 См. о положении промысловой науки: Полярная правда. — 1957. — 28 февраля; Там же. — 1957. — 3 сентября. 3 Бородулин Г.М. Ничего, кроме правды. — Мурманск, 1994. — С.43-44.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz