Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

338 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории С середины 60-х гг. лишь немногие посвященные лица в СССР могли наблюдать странный диссонанс между возросшей стратегиче­ ской значимостью Мурманского побережья как базы ВМФ, «осиного гнезда», угрожающего океанским коммуникациям и континентам, и реальной работой по совершенствованию местной противовоздуш­ ной обороны, приспособлению ее к отражению угроз нового уровня. Думается, в этом диссонансе отражался давний конфликт морского и континентального вариантов развития отечественной стратегии. В системе размещения сухопутных сил СССР Кольский Север и в после­ военные годы продолжал занимать периферийное положение, явля­ ясь окраинной частью военного округа, центр которого сначала нахо­ дился в Петрозаводске, а с 1960 г. переместился в Ленинград, совпав с сокращением сухопутных частей на Кольском Севере1. Балтийское направление для армии в конечном итоге являлось более значимым, чем для флота. И наверное, в этом не стоило бы искать ничего стран­ ного, если бы такая ситуация не оказывала своего влияния на оценку стратегического статуса северной окраины. В силу того, что военно-морские приоритеты в рамках военной доктрины СССР традиционно носили подчиненный характер и армия, так сказать, преобладала над флотом, базирующийся на Мурманском побережье Северный флот не получил в Советском Союзе публичного признания, соответствующего своей роли в холодной войне, равно как и вклад Мурманской области в оборону страны, который она вносила в качестве крупнейшей военно-морской базы и уникальной для СССР океанской позиции, остался в тени не только для миллионов совет­ ских граждан, но и для многих ведомств. Находясь за завесой полной секретности, новый стратегический статус Севера не фиксировался в повседневном сознании и фактически не влиял на сложившиеся сте­ реотипы. Иначе чем объяснить тот факт, что местным властям в нача­ ле 60-х гг. приходилось с боем вырывать у Министерства автомобиль­ ного транспорта и шоссейных дорог РСФСР средства на техническое обслуживание и реконструкцию автомобильной дороги, ведущей из Мурманска в главную базу Северного флота — Североморск2. Противоречивый характер отношения Советского государства к стратегическому потенциалу Заполярья наиболее отчетливо проявил­ 1 ГАМО. — Ф.Р-405. — Оп.6. — Д.133. — Л.206; Д.141. — Л.141. 2 ГАМО. — Ф.Р-405. — Оп.6. — Д.145. — Лл.195-196,214; Д.160. — Лл.12,39,49-50,67.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz