Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел III •Глава 9 335 действительности находясь в составе Мурманской области, была как бы вынесена за ее пределы: областные власти не любили вторгаться на ее территорию, видимо, чувствуя и особую связь этих территорий со стратегическими интересами центра, и предвидя свое зависимое положение здесь от военных структур. Во всяком случае, когда в на­ чале 60-х гг. Мурманскому облисполкому было предложено занять находящиеся в пограничной полосе разного рода здания, освобож­ давшиеся в силу очередной волны сокращения Вооруженных Сил, тот отказался, мотивируя это тем, что использовать их «для народного хозяйства не представляется возможным в виду... отдаленности от населенных пунктов и бездорожья»1. Тем самым, военная колониза­ ция фактически не содействовала колонизации хозяйственной. Ограничению подлежала разного рода информация, касавшаяся Мурманской области. Даже на первый взгляд безобидное предложение облисполкома издать открытую карту Мурманской области без грифа «секретно» в 1961 г. встретило сопротивление Главного управления гео­ дезии и картографии — «ввиду требований (ограничений) цензуры»2. Большое внимание стало уделяться защите стратегических объектов с воздуха. Это было вызвано тем, что в 1954 г. США в рам­ ках подготовки против СССР всеобщей ядерной войны начали рас­ сматривать главным средством достижения победы стратегическую авиацию, вооруженную атомными бомбами. Северные районы СССР стали объектами повышенного внимания разведок тех стран, кото­ рые входили в НАТО. 9 мая 1954 г. воздушную границу в районе Кольского полуо­ строва нарушил самолет РБ-47 (разведывательный вариант реактив­ ного бомбардировщика — носителя ядерного оружия), принадлежав­ ший НАТО. На его перехват вылетел летчик-североморец М. Китайчик. Между ними завязался воздушный бой. И все же незваному гостю удалось безнаказанно покинуть воздушное пространство СССР. Для разбора этого происшествия в Североморск приезжал министр обо­ роны СССР маршал Н.А. Булганин. За безнаказанный уход РБ-47 капи­ тан М. Китайчик был отстранен от летной работы3. 1 ГАМО. — Ф.Р-405. — Оп.6. — Д.133. — Лл.207-208. 2 ГАМО. — Ф.Р-405. — Оп.б. — Д.145. — Лл.194,211. 3 Дудин В.И., Косенко И.Н. Запланированная трагедия//Военно-исторический журнал. — 1993. — № 1, — С.17-18.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz