Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
Раздел III •Глава 9 333 Значение Мурманска как базы освоения Арктики в послевоен ные годы подкреплялось еще и рядом административных преобра зований: так, например, к Мурманскому морскому пароходству были приписаны находящиеся за многие сотни километров от Кольского залива арктические порты Хатанга и Диксон на полуострове Таймыр в Красноярском крае, Тикси на севере Якутии, Амдерма в Ненецком автономном округе; Мурманский обком КПСС получил право опекать советские угольные рудники на архипелаге Шпицберген. Очевидно, что главным гарантом океанской стратегии СССР в условиях холодной войны являлся Северный флот, ставший к 70-м гг. самым мощным в стране военно-морским формированием. В 1985 г., в кульминационный момент противостояния СССР с западным миром, он включал в свой состав: 18 дивизий кораблей и авиации, 25 бригад и полков, более 500 кораблей, из них около 100 атомных подводных ло док и 150 тыс. человек личного состава. Основу ударной мощи флота составляли 13 дивизий атомных подводных лодок (из них 5 дивизий морских стратегических ядерных подводных сил) и три полка мор ской ракетной авиации1. Необходимость базирования столь крупных военно-морских сил на территории Мурманской области привела к созданию здесь всей необходимой для этого инфраструктуры. Основой ее послужи ли расположенные в губах Баренцева моря как старые, реконструи рованные базы — Ваенга-Североморск (куда переехал штаб флота), Полярный и Иоканьга, так и новые, вновь построенные — Западная Лица, Видяево, Сайда Губа, Гаджиево. В городе Северодвинске Архангельской области был соз дан крупнейший комплекс атомного судостроения и судоремонта2. Судоремонтные заводы ВМФ были созданы и в Мурманской области. Тем самым, на севере СССР был развернут полный производствен ный цикл, включающий: постройку корабля, его техническое обслу живание, ремонт и утилизацию. Это позволяло Северному флоту об ладать определенной инженерно-технической независимостью от других морских театров. Единственное направление, которое госу 1 Хмельнов И.Н. Российский флот. Доблесть и нищета. — М., 2003. — С.345-346. 2 Балова М.Б. Предпосылки и особенности развития военного кораблестроения на Европейском Севере России в 1920-1950-е годы: Дисс... канд. ист. наук. — Архангельск, 2001. — С.157-177.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz