Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел III •Глава 9 329 океан «канала», «когда-то очень широкого, но теперь, с развитием ави­ ации, значительно «суженного»». Поэтому шпицбергенская проблема, как считалось, «практически связана с лапландской»1. Однако проекты строительства на норвежской территории советских морских и воздуш­ ных баз2оказались несбыточными по причине начавшегося движения Норвегии к Североатлантическому договору. Упущенные возможности и перехваченные инициативы в этом случае могли быть скомпенсиро­ ваны лишь усилением значения Мурманского побережья для СССР, на что собственно, и был рассчитан проект создания на Севере «осиного гнезда». За счет преодоления зависимости от балтийско-черноморской доминанты, он фактически перечеркивал старую традицию «Вторых Дарданелл», в рамках которой Северный театр получал развитие толь­ ко вследствие блокады противником традиционных выходов через средиземноморские и датские проливы. Впрочем, то, что было очевидным для военно-морских деяте­ лей, не понравилось И.В. Сталину. Он считал, что в отличие от той же Великобритании, в СССР «все сырьевые базы находятся внутри стра­ ны», поэтому строить мощный океанский флот незачем, равно как и «пе­ ренапрягать нашу промышленность»3. Сталину импонировала старая балтийско-черноморская система, которую он так упорно начал совер­ шенствовать еще в 30-е гг. строительством межтеатровых судоходных каналов. Главнуюже надежду вождь возлагал на армию, поэтому предло­ жения командования ВМФ были заметно скорректированы. В принятой 27 ноября 1945 г. 10-летней программе военного кораблестроения было заметно сокращено количество больших подводных лодок (со 168 до 40); что касается авианосцев, то они и вовсе были исключены из программы4. Такой расклад полностью противоречил проекту «осиного гнезда». Между тем позиция ВМФ была настолько сильна, что за год до смерти Сталина правительство все же приняло решение об активи­ зации строительства подводных лодок5. К этому подталкивала на­ чавшаяся гонка вооружений с США, которые в 1954 г. первыми по­ 1 Там же. — С.383-384, 2 Там же. — С.387-388 3 Литвиненко Д. Указ. соч. — С.102-103. 4 Там же. — С.102. 5 Костев Г.Г. Военно-морской флот Советского Союза и России, 1945-2000. — М., 2004. — C.46.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz