Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
328 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории коммуникациям не смогут: их удел — нейтрализация второстепенных противников внутри бассейна базирования (для Балтийского флота та ковым была Швеция, для Черноморского — Турция). Противостояние могущественным британскому и американскому флотам становилось возможным только при условии свободного доступа в океан, которым СССР обладал только на Севере и Дальнем Востоке. Причем, по оценке Главного морского штаба, для сковывания сил Великобритании и США достаточно было усилить северную и тихоокеанскую военно-морские группировки СССР до 1/3 флота противника. Не случайно поэтому в проекте первой послевоенной программы строительства флота на 1946-1955 гг. ВМФ закладывал создание ударной подводной группи ровки (в количестве 489 лодок всех классов), использование которой было возможно преимущественно на Севере и Дальнем Востоке1. Командование ВМФ СССР также настаивало на необходимости разви тия на Северном и Тихоокеанском военно-морских театрах дальней морской авиации, для чего предлагало строительство авианосцев2. С этими же идеями вполне увязывался и появившийся в 1945 г. в Генеральном штабе проект усиления стратегических позиций Советского Союза на Севере путем получения от Норвегии полуо строва Варангер и Варангер-фиорда в счет компенсации тех расхо дов, которые советская сторона понесла по освобождению норвеж ской территории от гитлеризма3. В тот момент СССР был как никогда близок к возможности пересмотра древнего «лапландского рубежа», но реализация этого проекта, казавшаяся возможной военным, не встретила оптимизма у политиков. Гораздо более перспективной считалась идея поддержания на севере Скандинавии и Шпицбергене постоянного присутствия СССР. Интерес к потенциальным возможностям этого региона для послево енного устройства мира зародился в Наркомате иностранных дел СССР еще на завершающем этапе войны, не без влияния действующего ар ктического маршрута поставок по ленд-лизу. Именно тогда появилось стремление рассматривать морское пространство между Севером Скандинавии и Шпицбергеном в качестве ведущего в Атлантический 1 Литвиненко Д. Планы вождя: Первая послевоенная программа строительства флота// Родина. — 1996.- № 7-8. — С.101-102. 2 Москва и судьбы российского флота... — С.320. 3 Советско-норвежские отношения, 1917-1955: Сб. документов. — М., 1997. — С.385-386.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz