Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел III •Глава 9 327 бесперебойно1.Эти изменения не могли не отразиться на положении северных коммуникаций. В 1959 г. Мурманская (Кировская) железная дорога, потеряв свой автономный статус, вошла в состав Октябрьской дороги с центром в Ленинграде. Восстановление значения Балтийского и Черного морей для торгового мореплавания, впрочем, уже не означало сохранение их роли для Военно-морского флота. В условиях развернувшегося про­ тивоборства стран «социалистического лагеря» с западным миром, приведшего к изобретению атомного оружия и разработки в связи с этим практики ведения войн нового поколения, советскому руко­ водству приходилось постоянно совершенствовать военную доктри­ ну, в том числе пересматривать и свое отношение к потенциальным возможностям Севера. Тем более, что к этому же подталкивал опыт Великой Отечественной войны. Еще в 1944 г.Оперативное управление Главного морского штаба ВМФ СССР стало готовить основания для проведения реформы бази­ рования военно-морского флота. Этот план не был новым. Фактически он воспроизводил известную со времени С.Ю. Витте идею создания на Севере мощного, имеющего доступ в удаленные районы Мирового океана, военно-морского формирования, способного создавать угро­ зу европейским морским коммуникациям. В 20-30-е гг. к этой идее не раз обращались, даже придумали будущей базе название «осиного гнезда» (или «гнезда корсаров»), но воплотить в жизнь не смогли. Проект «осиного гнезда», длительное время существовавший лишь как фантазия, мечта, в 1944 г. предлагался Главным морским штабом уже в качестве реального плана на ближайшую перспекти­ ву. В «Предложениях по перспективному развитию ВМФ в послевоен­ ный период» было подчеркнуто, что в условиях возрастания военно- морской угрозы со стороны Великобритании и США Балтийский и Черноморский флоты, какой бы состав они не имели, по чисто геогра­ фическим причинам создавать угрозу чьим бы то ни было океанским 1 Эта практика, казавшаяся нормальной в условиях СССР, уже не признается дальновидной с позиции сегодняшнего дня: ведь произошедшее вследствие распада СССР отсоединение от России ряда портов Балтийского и Черного морей заметно затруднило связи России с Мировым океаном; в то же время потенциал северных портов, с их весьма слабой инфра­ структурой, оказывается неспособным, без их кардинальной реконструкции, восполнить выпавшие звенья.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz