Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
Раздел III •Глава 9 325 • • • • • • • ГЛАВА 9 «ОСИНОЕ ГНЕЗДО»: КОЛЬСКИЙ СЕВЕР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ УГРОЗ (ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ • • • • • • • ИНТЕРЕСЫ В 1945-1991 ГГ.) § 1. От «вторых Дарданелл» к «осиному гнезду»: эволюция стратегического статуса Кольского Севера в новых геополитических реалиях Северные транспортные коммуникации уже на завершающем этапе Великой Отечественной войны, в результате открытия альтер нативных маршрутов, стали стремительно терять свой вес в морском грузообороте СССР. После войны примерно % всего грузов распреде лялось между Балтикой и Черным морем. Чуть меньше четверти — между Каспийским морем и Дальним Востоком (причем, вклад перво го сокращался, а второго, напротив, повышался). Значение северных портов, несмотря на проводившуюся модернизацию корабельного состава Мурманского и Северного морских пароходств, открывшую ся возможность использования ресурсов Арктики, в удельном циф ровом выражении оставалось весьма скромным — всего несколько процентов морского грузооборота страны (см. табл. 28). Притом, что грузооборот Мурманского морского торгового пор та несколько опережал Архангельский, на общем фоне он составлял всего около 2 % грузооборота морского флота СССР (см. табл. 29).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz