Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел III •Глава 8 315 зооборота северных портов пользовался документами из советских архивов. Особенно эта разница заметна по 1945 г.: здесь В. Моттер за­ низил грузооборот северных портов почти в 15 раз (см. табл. 27). Таблица 27 Объемы ввозимых в СССР союзнических грузов через северные порты в 1941-1945 гг. по данным В. Моттера иЛ.Б. Красавцева, тыс. тонн Данные 1941 1942 1943 1944 1945 Всего В. Моттер 153,9 949,7 681,0 1452,7 72,6 3964,2 Л.Б.Красавцев 165,7 711,1 516,0 1711,1 1052,1 4156,0 Таблицасоставленапо: Северныеконвои:Исследования, воспоминания, документы/Отв. ред. М.Н. Супрун. — Архангельск, 1991. — С. 156-158;Красавцев Л.Б. Морской транспорт Европейского Севера России (1918-1985): проблемы развития имодернизации. — Архангельск, 2003. — С.146, 150. В целом же, за время Великой Отечественной войны в Кольский залив из стран-союзников пришло 423 судна с военными грузами, в том числе с 4148 танками, 2597 самолетами, 1038 бронемашинами1. В грубых подсчетах, этой техники СССР могло бы хватить для проведе­ ния, например, Курской битвы. Близость линии фронта, транспортный коридор, связывавший кон­ тинент с океаном, сочетание морских и сухопутных сил, военная миссия гражданских предприятий (порта, железной дороги, пароходства), связь с союзниками заметно повышали стратегическое значение Мурманской области, где переплетались и взаимодействовали между собой нервные окончания различных государственных систем и организмов. В услови­ ях естественного во время войны ослабления регулярных контактов окраины с центром значительно вырастала роль местного управления, от эффективности которого в немалой степени зависело не только вы­ живание данного прифронтового образования, но и реализация возло­ женных на него стратегических задач. Аппарат местных органов власти при этом расширялся и все более структурировался (см. график 4). 1 Подсчитано по: Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. Вып.2. — М., 1994. С.211-255; Красавцев Л.Б. Морской транспорт Европейского Севера России (1918-1985): проблемы развития и модернизации. — Архангельск, 2003. С. 150.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz