Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел III •Глава 8 313 подъездными путями к станциям. Правда, строительство, начатое в августе 1941 г., сильно затянулось, и осенью 1943 г.,уже после того как угроза захвата железной дороги миновала, недостроенное шоссе бы­ ло законсервировано и передано областным властям1. Так или иначе, совместные усилия Северного флота, 14-й армии, ПВО, гражданского населения Мурманской области предотвратили за­ хват «мурманского коридора» противником и его разрушение с воз­ духа, что позволило в течение всей войны использовать Мурманскую железную дорогу в качестве транспортной артерии. Начавший принимать грузы несколько позднее, чем порты Северной Двины, Мурманский порт довольно быстро по грузооборо­ ту не только сравнялся с ними, но и обогнал их (см. табл. 24) Таблица 24 Объемы ввозимых в СССР союзнических грузов через северные порты в 1941-1945 гг., тыс. тонн Порты 1941 1942 1943 1944 1945 Всего абс. % Сев.Двина 152,7 308,1 254,0 791,1 470,1 1976 47,5 Мурманск 13,0 403,0 262,0 920,0 582,0 2180 52,5 Всего 165,7 711,1 516,0 1711,1 1052,1 4156 100 Таблица составлена по: Красавцев Л.Б. Морской транспорт Европейского Севера России (1918-1985): проблемы развития и модерниза­ ции. — Архангельск, 2003. — С.146, 150. Судя по данным табл. 25, роль северных портов в системе транспортных коридоров, по которым поступала союзническая по­ мощь в СССР, была наиболее значимой на первом этапе войны, в 1941 - 1942 гг. В дальнейшем, с увеличением грузопотока через персидский и дальневосточный коридор, вклад Севера несколько понижается, но при расширении самого грузопотока не становится меньше в абсо­ лютных показателях (см. табл. 26). 1 ГАМО. — Ф.Р-405. — Оп.6. — Д.99. — Лл.99-103.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz