Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

312 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории Таблица 23 Эволюция размерности военных флотов СССР в период Великой Отечественной войны по изменению водоизмещения, тонн Флоты СФ БФ ЧФ ТОФ Общее водоизмещение на 17.05.1945 116858 166278 110824 141241 Изменение водоиз­ мещения за войну +88365 +7107 -20296 +88833 В % к общему водоизмещению 75,6 4,3 -18,3 62,9 Таблица составлена по: Москва и судьбы российского флота. — М., 1996. — С.317. В течение всей войны неуклонно усиливался Мурманский рай­ он ПВО: из бригадного он в начале 1942 г. был преобразован в диви­ зионный, а затем — в корпусной. Для более эффективной борьбы с авиацией противника командование Мурманского района ПВО сфор­ мировало шесть подвижных групп зенитного прикрытия, призванных циркулировать по линии железной дороги1. Непросто складывались отношения между военными моряка­ ми и армией: в условиях дефицита боевой техники каждая из сторон отстаивала собственную концепцию прикрытия коридора. Северный флот считал наиболее важным прикрытие входа в Кольский залив, полагая необходимым именно здесь сконцентрировать главные силы авиации (вэтом его поддерживал уполномоченный ГКО контр-адмирал И.Д. Папанин), тогда как командование 14-й армии отстаивало важ­ ность использования авиации в пределах своей «епархии» — вдоль линии железной дороги (его поддерживали М.И. Старостин и коман­ дующий Карельским фронтом В.А. Фролов)2. По решению Военного Совета 14-й армии для ускорения аварийно-восстановительных работ на железной дороге и подготов­ ки, в случае прорыва врага, к превращению этой линии в рубеж обо­ роны, параллельно ей, но в 2-5 километрах восточнее, усилиями за­ ключенных и военных строилась автодорога Мурманск-Пулозеро, с 1 Комаров Н. Противовоздушная оборона Мурманска и Кировской железной дороги (1941- 1944 гг.)//Военно-исторический журнал. — 1973. — № 2. — С.92-97. 2 ГАМО. — Ф.П-1. — Оп.2. — Д.ЗЗ. — Лл.5-5об.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz