Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
310 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории боевые корабли. В этих условиях большое значение приобрела ор ганизация эффективной обороны «мурманского коридора». Важной ответной мерой на усиление военно-морских сил Германии стал рост советского Северного флота (см. табл. 22). Сравнительный анализ ди намики ВМФ свидетельствует о том, что Северный флот, несмотря на свои небольшие размеры, был самым быстро растущим военно- морским формированием в СССР, что напрямую связывалось с необ ходимостью охраны северного транспортного маршрута (см. табл. 23). К маю 1945 г.удельная доля Северного флота в суммарном водоизме щении кораблей ВМФ составляла 21,8 %, и это свидетельствовало об окончательном превращении СФ в одно из четырех оснований совет ского военно-морского флота1. Рост боевого состава Северного флота обуславливал по требность роста военно-морских баз. 12 июня 1943 г. командую щий Северным флотом А.Г. Головко ходатайствовал перед мурман скими властями о передаче пунктов Порт-Владимир и Губа Долгая на Мурманского побережье из ведения Кольского госрыбреста Северному флоту для места базирования легких надводных сил2. Продолжилось строительство главной базы флота в Ваенге3. Не менее остро стоял вопрос о прикрытии «мурманского коридора» с воздуха. Немецкая авиация постоянно бомбила порт и железную дорогу, пытаясь сорвать грузовые и транспортные работы. Наиболее тяжелым раз рушениям портово-дорожная инфраструктура подверглась летом 1942 г. Совнарком СССР своим распоряжением 6 августа 1942 г. выделил 10,2 млн. 1 Вместе с тем среди исследователей можно встретить весьма пессимистическое, если не сказать скептическое, отношение к северной военно-морской стратегии СССР, полагающе еся, так сказать, на «железо», т.е. на количественные размеры флота, а не на динамику их изменения. Так, например, Д.Е. Жалнин, называя потенциал северной военно-морской груп пировки 1941-1945 гг. «ограниченным», находит, что советская историография преувеличи вала значение Северного флота времен Великой Отечественной войны, экстраполируя на его исторический образ черты флота послевоенного периода. И хотя вышеназванный ав тор сетует, что «даже профессиональным историкам не всегда удается полностью абстра гироваться от сложившейся традиции», данный подход с точки зрения рассмотрения всей полноты исторической перспективы едва ли можно признать продуктивным. (См.: Жалнин Д.Е. Формирование образа Северного флота в отечественной историографии: к поста новке проблемы//Гуманитарные проекты стран Северной Европы и России. — Мурманск, 2006. — C.74-79.) 2 ГАМО. — Ф.Р-405. — Оп.За. — Д.32. — Л.126. 3 ГАМО. — Ф.Р-405. — Оп.За. — Д.37. — Л.133.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz