Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел III •Глава 8 309 годы Первой мировой войны: взоры Москвы устремились на Дальний Восток и Север. Объемы поставок были столь велики, что с ними не смог бы справиться отдельно взятый порт и одна железная дорога. Поэтому изначально речь шла о распределении их в несколько гру­ зопотоков. Причем наряду с дальневосточным и северным маршрута­ ми, начал использоваться и южный — через Персидский залив. Северный маршрут был самым коротким, но в то же время и са­ мым опасным. Первый союзный караван пришел в Архангельск уже в декабре 1941 г. В условиях наступившей зимы, с замерзанием севе­ родвинского и беломорского рейдов, актуальность вновь приобретал Мурманск. Но постоянные бомбардировки города вражеской авиаци­ ей (аэродромы которой базировались на расстоянии 10-15 минут лета) заметно усложняли процесс реанимации Мурманского порта, оборудо­ вание которого было вывезено в рамках эвакуации. И хотя это свиде­ тельствовало об отсутствии в начале войны у Советского правительства каких-либо расчетов на возможность использования в стратегических целях мурманского выхода в Атлантику, в то же время заложенная опытом Первой мировой войны память о «Вторых Дарданеллах» ин­ туитивным образом подсказывала правительству о необходимости со­ хранения «мурманского коридора». Не случайно, когда осенью 1941 г. противнику удалось перерезать северную артерию на подступах к Ленинграду, это не привело к потере «Вторых Дарданелл», поскольку благодаря осуществлявшемуся еще с конца 30-х гг. силами заключен­ ных строительству ветки Сорока-Обозерская Мурманский путь полу­ чил альтернативный выход на Северную железную дорогу1. Именно это, в свою очередь, позволило уполномоченному ГКО по перевозкам на Севере И.Д. Папанину в конце 1941 г. начать вос­ становление Мурманского порта и подготовку его к приему военных грузов. Наряду с реэвауацией портового оборудования, в Мурманск для работы в порту были мобилизованы несколько тысяч жителей северных и центральных областей России2. И уже в январе 1942 г. Мурманский порт принял первый союзный караван. Расценив возникновение северного канала поставки как угро­ зу интересам Германии, Гитлер в 1942 г. перевел на Север крупные 1 Куманев Г.А. На службе фронта и тыла. — М., 1976. — С.138. 2 ГАМО. — Ф.Р-405. — Оп.За. — Д.8.— Лл.50-51;ПапанинИ.Д.Лед и пламень. — М., 1978. — С.264- 267.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz