Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

308 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории ствии с постановлением Военного Совета 14-й армии от 30 июня 1941 г., Мурманский облисполком получил право привлекать на вос­ становление разрушенных авиацией противника важнейших объек­ тов (промышленных и коммунальных предприятий, электростанций, водопровода и т.п.) средства всех имеющихся на территории обла­ сти государственных, общественных и кооперативных предприятий и организаций, а также отдельных граждан, путем проведения у них изъятий строительных материалов, транспортных средств и запасов горючего1. На этом основании все материальные ресурсы области были поставлены на учет и в случае необходимости немедленно из­ ымались для нужд обороны2. Сохранение большей части территории Мурманской области, особенно Кольского залива и железной дороги, для СССР стало при­ обретать важное стратегическое значение с конца 1941 г., по мере формирования антигитлеровской коалиции. С одной стороны, это было связано с обсуждавшимся среди политического руководства Великобритании новой стратегии борь­ бы с Гитлером, которая предполагала «свертывание германской кар­ ты сверху», т.е. открытие второго фронта со Скандинавского плацдар­ ма3.Сталин пытался всячески использовать эту ситуацию: 13 сентября 1941 г. он обратился к У. Черчиллю с предложением об оказании СССР «активной военной помощи» высадкой 25-30 британских дивизий в Архангельске4.И хотя эти идеи не получили поддержки англичан, сам факт их обсуждения выявлял уже иное отношение к роли Севера, чем в предшествующее время. С другой стороны, и это стало определяющим, благодаря подпи­ санию 1 октября 1941 г. между СССР, Великобританией и США Первого (Московского) Протокола о снабжении Советского Союза военной техникой, оборудованием и другими военно-стратегическими груза­ ми, призванных смягчить ресурсный голод Москвы, остро встал во­ прос о путях их доставки. В силу закрытия Балтийского и Черного мо­ рей противником, в СССР повторилась та же самая ситуация, как и в 1 ГАМО. — Ф.Р-405. — Оп.За. — Д.4. — Л.7. 2 Там же. — Лл. 21, 56, 157; ГАМО. — Ф.Р-405. — Оп.За. — Д.5. — Л.1. 3 Супрун М.Н. Арктика в стратегии мировых держав в годы Второй мировой войны//Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. — М., 2000. — Вып.З. — С.17. 4 Черчилль У. Вторая мировая война. В 3 кн. — М., 1991. — Кн.2. — С.213.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz