Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

304 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории леровского наступления в Заполярье свидетельствовала не столько 0 силе СССР в этом районе, сколько о слабости военной группиров­ ки противника в Лапландии. Даже отсутствие пограничных дорог в Мурманской области совсем не навредило, а, напротив, помогло: без­ дорожье и пересеченный рельеф местности затрудняли продвиже­ ние гитлеровских войск к Мурманску1. Вместе с тем ни в Мурманске, не в Москве не могли исключить возможность захвата территории области противником. Как впослед­ ствии было отмечено в справке Мурманского обкома ВКП(б), среди мурманского руководства в первые недели и месяцы войны вызвали «растерянность и панику»2. 4-й отдел областного Управления НКГБ/ НКВД СССР занимался целенаправленной подготовкой территории Мурманской области на случай оккупации3. В первую очередь, с этим была связана проводившаяся эвакуа­ ция. На основании постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 июня 1941 г. и принятого на следующий же день постановления Военного Совета Северного фронта вывозу подлежали промышленное обору­ дование, ценные сырьевые ресурсы, продовольствие. Вместе с пред­ приятиями должны были быть эвакуированы квалифицированные рабочие, инженеры и служащие. То имущество, которое по каким- либо причинам не могло быть вывезено, по особому распоряжению Военного Совета фронта подлежало уничтожению4. 10 августа 1941 г. Военный Совет 14 армии, принимая во внимание, что населенные пункты Мурманской области «находятся во фронтовой полосе и под­ вергаются воздействию авиации противника», принял постановление об эвакуации детей в возрасте до 15 лет5. 1 Этому отчасти содействовала дезинформированность германской разведки, завышавшей степень развития в Заполярье дорожной инфраструктуры: «одна дорога, которой собира­ лись воспользоваться, оказалась несуществующей, а другая представляла собой лишь тро­ пу на западном берегу Лицы» (Зимке Э. Указ. соч. — С.193-194). Между линией фронта на Лице и Печенгой германское командование вынуждено было проложить 60-километровую подвесную канатную дорогу, с помощью которой в любую погоду перевозились военные грузы, раненые и трупы. Остатки этой дороги и сегодня можно видеть в тундре. (См.: Дулич Д. Канатная дорога на Мурмане: мифы и реальность. — Мурманск, 2008.) 2 ГАМО. — Ф.П-1. — Оп.2. — Д.ЗЗО. — Л.З. 3 Архив УФСБ по Мурманской области. — Ф.З-е. — On.21/27. — Д.21а. — Лл.52-53. 4 ГАМО. — Ф.Р-405. — Оп.За. — Д.4. — Лл.1-2. 5 Там же. — Л.99.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz