Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
Раздел III •Глава 8 289 пользован антисоветским активом спецпереселенцев для всякого рода волнений и захвата линии железной дороги», встретив «самую актив ную поддержку за кордоном»1.Первый секретарь Мурманского обкома ВКП(б) М.И. Старостин в письме к секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову в схожих тонах выразил предположение, что как будто «вражеская ру ка», не предпринимающая мер к укреплению обороноспособности Кольского Севера, а только засоряющая его спецпереселенцами и ла герями, готовит «плацдарм для интервенции Советского Союза»2. Естественно, что в условиях возникновения подобных стра хов со стороны государства появлялось желание усилить контроль на территории приграничной окраины. Наибольшее беспокойство вызывала акватория Кольского залива и Мурманский порт. В авгу сте 1939 г. М.И. Старостин поставил перед правительством вопрос о закрытии побережья для захода иностранных рыболовных и зверо бойных судов3.Аналогичная просьба еще в декабре 1938 г. поступила и от наркома ВМФ М.П. Фриновского, который считал необходимым «район Кольского залива с г.Мурманском и г.Полярный объявить по граничным районом», с введением специального режима, запреща ющим свободный, неконтролируемый заход иностранных судов. С целью проверки населения, живущего в Мурманске, Полярном и на территории рыболовецких поселков на побережье, М.П. Фриновский настаивал на проведении обязательной регистрации, с возможно стью выдворения «неблагожелательных элементов»4. После заключения пакта Риббентропа-Молотова эти меры пре досторожности приобрели особый смысл. Именно тогда Германия получила разрешение от СССР на использование Мурманского побе режья в качестве убежища для своих судов, спасающихся от британ ского флота. Так, к 18 сентября в Мурманске скопилось 18 немецких судов. Германия просила советскую сторону соблюдать конспирацию, и выпускать из Мурманского порта пароходы других государств толь ко через 8-10 часов после ухода каждого немецкого судна5. В самый 1 РГА ВМФ. — Ф.р-1483. — Оп.1. — Д.200. — Лл.104-108. 2 ГАМО. — Ф.П-1. — Оп.1. — Д.158. — Л.58. 3 Там же. — Лл.120-121. 4 РГА ВМФ. — Ф.р-1678. — Оп.1. — Д.33. — Лл.269-271. 5 Случ С.З. Советско-германские отношения в сентябре-декабре 1939 года и вопрос о всту плении СССР во вторую мировую войну//Отечественная история. — 2000. — № 5. — С.Ю.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz