Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

286 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории оружений, которые планировали построить от побережья Баренцева моря до Титовки, к июню 1941 г. реально существовало лишь около четверти: 12 в Титовском укрепрайоне и 39 на морском побережье1. В Ваенге, Мурмашах, Шонгуе, Африканде и Ура-Губе были устро­ ены аэродромы ВВС 14-й армии2.Их взлетные полосы, зачастую пере­ сеченные холмами и оврагами, были далеки от совершенства. В 1941 г. после создания управления Аэродромного строительства НКВД СССР к совершенствованию летной наземной инфраструктуры были при­ влечены заключенные. В крайне плачевном состоянии находилось и строительство Мишуковской автодороги, призванной связать Мурманск с укреплен­ ным районом на Титовке. Оно велось с августа 1939 г. силами военных строителей, которые даже в июне 1940 г. не имели ни технических планов, ни специальной техники, ни подобающего местности веще­ вого и продовольственного обеспечения3. Более привилегированное положение занимало строительство железной дороги от Кандалакши до Куолаярви. По личному приказу наркома внутренних дел Л.П. Берии, на эту стройку отбирались «луч­ шие производственники», здоровые, пригодные к тяжелому физиче­ скому труду в условиях Севера мужчины, отбывавшие свои сроки в лагерях Карелии (всего свыше 30 тыс. человек). Для них вводились повышенные нормы питания. Ударникам и особо отличившимся по окончании строительства было обещано сокращение сроков4. Столь повышенное внимание к этой дороге, очевидно, было связано с за­ мыслами создания коридора к Ботническому заливу, которые бы­ ли прописаны в советско-финляндском мирном договоре 12 мар­ та 1940 г. Строительные работы на этом направлении, действитель­ но, пошли эффективно, и уже в декабре 1940 г. Мурманский облис­ полком готовился присвоить 9 новым станциям названия5. Однако стратегический смысл этой работы зависел от того, насколько точно Финляндия выполнит все те обещания, которые касались строитель- 1 ГАМО. — Ф.П-1. — Оп.1. — Д.288. — Л.13; Карельский фронт в Великой Отечественной вой­ не. — М., 1984. — С.21. 2 ГАМО. — Ф.П-1. — Оп.1. — Д.288. — Лл.19-20. 3 Тамже. — Лл.16-18. 4 Киселев А.А. ГУЛАГ на Мурмане: Репрессии 30-50-х годов XX века на Кольском полуостро­ ве. — Мурманск, 2008. — С.44-45. 5 ГАМО. — Ф.Р-405. — Оп.1. — Д.90. — Л.13.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz