Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел III •Глава 8 283 лучили обморожения. Командир 104-й дивизии В.И. Щербаков в сво­ их мемуарах рассказывал, как в результате произошедшего 12 апреля 1940 г. бурана под толщей снега оказались солдаты 242-го горнострел­ кового полка. Для их спасения пришлось заниматься «раскопками»1. Это свидетельствовало о несовершенной, в целом, организа­ ции обеспечения инфраструктуры армии. Так, сбои наблюдались в во­ енных перевозках сухопутных войск, боеприпасов, продовольствия и военного снаряжения из Мурманска в Петсамо силами морского па­ роходства. Как отмечал в своей записке М.И. Старостину начальник УНКВД по Мурманской области Д.Н. Горик, караваны создавались из судов, имевших разную скорость, что приводило к их рассеиванию и задержкам со стороны сторожевых кораблей Северного флота2. Ощутимый урон мобильности и снабжению армии наносило также бездорожье. После окончания советско-финляндской войны численность войск Ленинградского военного округа была сокращена вдвое3. В частности, 9-я армия была переброшена к румынской границе, и Заполярье осталась охранять 14-я армия. Между тем Москва не исключала попытку Финляндии взять ре­ ванш и поэтому начала подготовку к новой схватке. Причем совет­ ское командование считало, что ослабленная предшествующей воен­ ной кампанией Финляндия не станет вступать в новую войну против СССР в одностороннем порядке; в числе наиболее вероятных ее со­ юзников начинает рассматриваться Германия, которая своим захва­ том Норвегии в апреле 1940 г. обеспечила себе удобный плацдарм в Скандинавии. Стремясь учесть это обстоятельство, в Наркомате обороны и Генеральном штабе, при составлении новой концепции стратегическо­ го развертывания на севере, полагали наиболее важным нацелить ее на соблюдение обороны Ленинграда, удержание за СССР полного господ­ ства в Финском заливе и прикрытие Мурманской железной дороги4. В сентябре 1940 г. при участии наркома обороны С.К. Тимошенко и начальника Генерального штаба К.А. Мерецкова были разработаны 2 военно-стратегических плана. Первый из них рассматривал главным 1 Щербаков В.И. Заполярье — судьба моя. — Мурманск, 1994. — С.33-34. 2 ГАМО. — Ф.П-1. — Оп.1. — Д. 286. — Лл.10-12. 3 Барышников В.Н. Указ. соч. — С.62. 4 Барышников В.Н. Указ. соч. — С.316.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz