Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
Раздел III •Глава 8 T il морской эмиграции в Югославии контр-адмирал А.Д. Бубнов также был уверен, что «созданию на берегах Ледовитого океана укреплен ных портов, связанных со страной мощными железными дорогами, должно быть посвящено особое внимание не только потому, что эти пути могут в известной мере заменить Балтийские пути сообщения, но также и потому, что это единственные русские морские пути, ко торыми никто не командует и которые свободно выходят в бассейн Атлантического океана, являющего центром и колыбелью тепереш ней политико-экономической и культурной жизни света, подобно то му, как некогда таким центром являлось Средиземное море»1. Надо заметить, что к августу 1939 г. примерно те же задачи ста вило перед Северным флотом и советское руководство2, однако ре альность превращала их не более, чем в декларацию. Впоследствии бывший нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов писал в своих мемуарах: «В ту пору мы еще полностью не могли оценить важность Северного театра. А когда оценили, положение уже трудно было исправить. Вот и получилось, что в годы войны эсминцы, подводные лодки и катера больше всего были нужны именно на Севере. Но там их не хватало, а в Ленинграде вынужденно бездействовало много кораблей»3. Еще более плачевно выглядело на Кольском Севере положение сухопутных сил. Так, 500-километровая граница с Финляндией охраня лась всего 10 пограничными заставами (по 31 чел. каждая), находивши мися на расстоянии друг от друга в 30-40 км, вследствие чего, по сло вам первого секретаря Мурманского обкома ВКП(б) М.И. Старостина, граница фактически была «совершенно открыта». И это, в свою оче редь, не могло не усугубляться отсутствием здесь воинских частей: к началу 1939 г. в Мурманской области, исключая Северный флот, нахо дилась всего одна пехотная дивизия со штабом в Кандалакше, кото рая к тому же была занята на строительстве двух грунтовых дорог к границе с Финляндией4. Невнимание к Северу в значительной степени было связа но с непостоянством военно-стратегического образа Финляндии. Произошедшее к 1930 г. нарастание в этом образе негативных черт постепенно, после подписания советско-финляндского договора о 1 Там же. — С.245. 2 Килин Ю.М. ББК как фактор военной стратегии //Север. — 1995. — № 7. — С.116. 3 Кузнецов Н.Г. Указ. соч. — С.250-251. 4 ГАМО. — Ф.П-1. — Оп.1. — Д. 158. — Лл.20-21.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz