Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел III •Глава 8 T il морской эмиграции в Югославии контр-адмирал А.Д. Бубнов также был уверен, что «созданию на берегах Ледовитого океана укреплен­ ных портов, связанных со страной мощными железными дорогами, должно быть посвящено особое внимание не только потому, что эти пути могут в известной мере заменить Балтийские пути сообщения, но также и потому, что это единственные русские морские пути, ко­ торыми никто не командует и которые свободно выходят в бассейн Атлантического океана, являющего центром и колыбелью тепереш­ ней политико-экономической и культурной жизни света, подобно то­ му, как некогда таким центром являлось Средиземное море»1. Надо заметить, что к августу 1939 г. примерно те же задачи ста­ вило перед Северным флотом и советское руководство2, однако ре­ альность превращала их не более, чем в декларацию. Впоследствии бывший нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов писал в своих мемуарах: «В ту пору мы еще полностью не могли оценить важность Северного театра. А когда оценили, положение уже трудно было исправить. Вот и получилось, что в годы войны эсминцы, подводные лодки и катера больше всего были нужны именно на Севере. Но там их не хватало, а в Ленинграде вынужденно бездействовало много кораблей»3. Еще более плачевно выглядело на Кольском Севере положение сухопутных сил. Так, 500-километровая граница с Финляндией охраня­ лась всего 10 пограничными заставами (по 31 чел. каждая), находивши­ мися на расстоянии друг от друга в 30-40 км, вследствие чего, по сло­ вам первого секретаря Мурманского обкома ВКП(б) М.И. Старостина, граница фактически была «совершенно открыта». И это, в свою оче­ редь, не могло не усугубляться отсутствием здесь воинских частей: к началу 1939 г. в Мурманской области, исключая Северный флот, нахо­ дилась всего одна пехотная дивизия со штабом в Кандалакше, кото­ рая к тому же была занята на строительстве двух грунтовых дорог к границе с Финляндией4. Невнимание к Северу в значительной степени было связа­ но с непостоянством военно-стратегического образа Финляндии. Произошедшее к 1930 г. нарастание в этом образе негативных черт постепенно, после подписания советско-финляндского договора о 1 Там же. — С.245. 2 Килин Ю.М. ББК как фактор военной стратегии //Север. — 1995. — № 7. — С.116. 3 Кузнецов Н.Г. Указ. соч. — С.250-251. 4 ГАМО. — Ф.П-1. — Оп.1. — Д. 158. — Лл.20-21.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz