Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

274 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории Таблица 19 Распределение кораблей, построенных в 30-е — начале 40-х гг., по флотам СССР Класс корабля Флоты БФ ЧФ СФ ТОФ Крейсера 2 2 - - Лидеры 2 3 - 2 Эсминцы 12 8 5 5 Сторожевые корабли 7 2 3 6 Тральщики 17 13 - 8 Подводные лодки 63 39 18 86 Источник: Золотарев В.А., Козлов И.А. Тристолетия российского фло­ та, 7974-7947. — М.-СПб., 2004. — С.407. Северный флот к началу 1941 г. оставался самым маленьким военно-морским формированием в СССР — и по составу боевых сил, и по численности личного состава (см. табл. 20). Крайне уязвимой накануне войны оказывалась береговая обо­ рона Севера. Первый секретарь Мурманского обкома ВКП(б) М.И. Старостин в своей записке И.В. Сталину 2 июня 1939 г. отмечал, что по­ становление СТО от 27 мая 1933 г. о сроках окончания строительства береговых батарей в Сеть-Наволоке и Поное, на островах Кильдин и Моржовец до сих пор не выполнено1. Кроме того, береговые бата­ реи, строившиеся из бетона пониженной прочности, по оценке воен­ ных инженеров, уже не отвечали растущей модернизации снарядов и авиабомб и могли быть легко разрушены2.К тому же они имели сред­ ний калибр с небольшим весом снаряда, что для борьбы с линейными крейсерами и линкорами было явно недостаточно3. Командующий Северного флота К.И. Душенов критиковал си­ стему обороны Белого моря, считая, что линия обороны Поной- Моржовец была выбрана неправильно: «батареи, установленные на Поное и на острове Моржовец, между собой не взаимодействуют в 1 РГА ВМФ. — Ф.р-1678. — Оп.1. — Д.91. — Л.221. 2 ГАМО. — Ф.П-1. — Оп.1. — Д.158. — Лл.26-27. 3 РГА ВМФ. — Ф.р-1483. — Оп.З. — Д.257. — Л.16.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz