Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

272 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории неудобна для базирования военной флотилии: она узка, что создавало большую скученность кораблей; находившийся на его берегу поселок Полярное не был связан ни железной, ни шоссейной дорогой. В 1939 г. правительство принимает решение о начале строительства новой главной базы в Ваенге, находившейся ближе к Мурманску, что факти­ чески было возвратом к проекту комиссии И.С. Исакова. В марте 1941 г. Комитет обороны утвердил план строительства еще одной базы — в Иоканге, предназначенной для легких сил флота1.Для сооружения этих объектов было создано Особое Военно-строительное Управление. На строительство дороги из Мурманска в Ваенгу были брошены заключен­ ные Кольлага2.Работы с самого начала проводились со значительными пробуксовками (в 1940 г. по Ваенге было освоено только 77 % от запла­ нированных средств, что уже позволяло говорить о срыве программы строительства), а в дальнейшем и вовсе были прерваны войной3. Потребность в развитии системы базирования в значительной степени была связана с тем переломом в отношении ВМФ, который наметился в 1936-1938 г. в среде высшего политического руководства страны. И.В. Сталина стала интересовать возможность строительства «большого флота», для чего началась разработка новой кораблестро­ ительной программы, в ходе реализации которой было запланирова­ но пополнить ВМФ крупным корабельным составом, включавшем лин­ коры, крейсера, большие подлодки и т.д. Несмотря на существование разных проектов, распределение тоннажа по морским театрам про­ исходило с учетом приоритетности тихоокеанского и балтийского на­ правлений. Северный театр, хотя и заметно проигрывал им, явно подтя­ гивался уже к черноморскому, что позволило 11 мая 1937 г. секретным приказом наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова повысить Северную флотилию в статусе, переименовав в Северный флот4(см. табл. 18). В результате реализации «большой программы» для Северного флота намеревались построить 2 линкора, 4 тяжелых и 6 легких крейсе­ ров, 1 авианосец, 8 лидеров, 30 эсминцев, 65 подводных лодок5.Однако обсуждение программы сильно затянулось, а начавшаяся Вторая ми­ 1 Там же. — С.692; ГАМО. — Ф. Р-405. — Оп.б. — Д.1. — Л.35. 2 ГАМО. — Ф.Р-405. — Оп.4а. — Д.9. — Л.56. 3 ГАМО. — Ф.П-1. — Оп.1. — Д.272. — Лл.14-29, 80, 151-152. 4 РГА ВМФ. — Ф.р-970. — Оп.2. — Д.51. — Л.З. 5 Килин Ю.М. ББК как фактор военной стратегии // Север. — 1995. — № 7. — С.116.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz