Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

270 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории Белом море военно-морской периферии, включавшей укрепленный район, тыловую и судостроительную базы. Главная же база флоти­ лии должна была создаваться на Мурманском побережье, в Кольском заливе. Несмотря на опыт строительства военно-морских баз на Кольском Севере в 1915-1916 гг., в данный момент он не мог быть вос­ требован: от тех баз фактически ничего не осталось. Ныне их прихо­ дилось строить заново. Важную проблему представлял собой выбор места строитель­ ства. Еще в июле 1932 г., накануне создания флотилии, в Мурманске над этим вопросом работала специальная Комиссия РККА под руко­ водством И.С. Исакова1. Главными критериями для будущей базы чле­ ны комиссии считали: изолированность территории, обеспечиваю­ щую «спокойную и надежную стоянку флота у пристаней и пирсов»; возможность подвоза топлива, воды, артбоезапасов, торпед, про­ довольствия, предметов технического и хозяйственного снабжения; возможность зарядки батарей аккумуляторов подлодок и подкачки воздуха в лодочные баллоны и торпеды; размещение личного соста­ ва, удовлетворение его культурно-бытовых нужд2. Центральная часть Мурманска, где находились все пристани и причалы, не могла отвечать главному условию — изоляции базы, по­ скольку в порту постоянно находился гражданский, рыболовный и ледокольный, флот. По той же причине члены комиссии отвергли и вариант размещения базы в районе южных причалов Мурманска. В результате обследования территории внимание было остановлено на районе реки Росты (к северу от города). Однако здесь шел поиск же­ лезной руды, и в случае подтверждения ее промышленных запасов это место мог занять комбинат. В своем окончательном заключении члены комиссии предложили компромиссное решение: начать строи­ тельство главной базы в районе реки Росты, а в случае развертыва­ 1 Иван Степанович Исаков (1894-1967) в 1932 г. работал в оперативном управлении шта­ ба РККА. В 1933 г. возглавлял две экспедиции особого назначения по проводке кораблей Северной флотилии по Беломорско-Балтийскому водному пути на Север. Впоследствии стал известным военачальником, одним из трех, кому было присвоено звание Адмирала Флота Советского Союза. 2 РГА ВМФ. — Ф.Р-1483. — Оп.З. — Д.113. -151об.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz