Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
268 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории Разработкой рабочих гипотез Кольского канала занимался Белбалткомбинат. По замыслу, водная магистраль должна была соеди нить Кандалакшский залив Белого моря и Кольский залив Баренцева моря через реку Нива, озеро Имандра и реку Кола1. К глубине Кольского канала предъявлялись повышенные тре бования. Беломорско-Балтийский водный путь, несмотря на возраже ния военных моряков, был сооружен мелководным (3,6 м), что делало невозможным или крайне затруднительным проводку даже средних кораблей2. При таких параметрах стратегическая значимость комму никации — особенно в смысле планируемого обеспечения с ее помо щью «действия наших морских сил... на подходах к Европе»3— резко снижалась, она явно не оправдывала произведенных на нее затрат. 17 августа 1933 г.СНК СССР принимает постановление о проведении изы скательских работ по строительству второй, глубоководной линии, получившей название «Большой Беломорстрой». Ее глубина прини малась в 6,4 м. Кольский канал должен был соответсвовать Большому Беломорстрою: проектная глубина для него определялась в 7,4 м4. Расчеты показывали заведомую убыточность Кольского кана ла в виду дороговизны строительства, крупных расходов на его со держание, а также в виду наличия Мурманской железной дороги, которая, с переходом на электрическую тягу, была способна само стоятельно переработать намечающийся грузооборот. По оценкам специалистов, высокие годовые издержки по содержанию Кольского канала не смогли бы окупиться даже в том случае, если он работал в режиме полной загрузки (13 млн. т в оба направления). И это притом, что канал предполагалось использовать как источник гидроэнерге тики, и, кроме того, с его помощью выравнивать сезонные колебания грузопотока на железной дороге5. Несмотря на то, что экономические обоснования строитель ства Кольского канала явно не получались, это еще сильнее оттеня ло значение военно-стратегических доводов, которые и послужили толчком к появлению этого проекта. Прежде всего, судоходная ком 1 ГАМО. — Ф.Р-921. — Оп.1. — Д.127. — Л.4об. 2 РГА ВМФ. — Ф.р-1547. — Оп.1.— Д.145. — Л.1. 3 РГА ВМФ. — Ф.р-1483. — Оп.З. — Д.49. — Лл.26-34. 4 ГАМО. — Ф.Р-921. — Оп.1. — Д.127. — Лл.З, боб. 5 ГАМО. — Ф.Р-921. — Оп.1. — Д.105. — Л.150; Там же. — Д.107. — Л.63-64.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz