Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

268 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории Разработкой рабочих гипотез Кольского канала занимался Белбалткомбинат. По замыслу, водная магистраль должна была соеди­ нить Кандалакшский залив Белого моря и Кольский залив Баренцева моря через реку Нива, озеро Имандра и реку Кола1. К глубине Кольского канала предъявлялись повышенные тре­ бования. Беломорско-Балтийский водный путь, несмотря на возраже­ ния военных моряков, был сооружен мелководным (3,6 м), что делало невозможным или крайне затруднительным проводку даже средних кораблей2. При таких параметрах стратегическая значимость комму­ никации — особенно в смысле планируемого обеспечения с ее помо­ щью «действия наших морских сил... на подходах к Европе»3— резко снижалась, она явно не оправдывала произведенных на нее затрат. 17 августа 1933 г.СНК СССР принимает постановление о проведении изы­ скательских работ по строительству второй, глубоководной линии, получившей название «Большой Беломорстрой». Ее глубина прини­ малась в 6,4 м. Кольский канал должен был соответсвовать Большому Беломорстрою: проектная глубина для него определялась в 7,4 м4. Расчеты показывали заведомую убыточность Кольского кана­ ла в виду дороговизны строительства, крупных расходов на его со­ держание, а также в виду наличия Мурманской железной дороги, которая, с переходом на электрическую тягу, была способна само­ стоятельно переработать намечающийся грузооборот. По оценкам специалистов, высокие годовые издержки по содержанию Кольского канала не смогли бы окупиться даже в том случае, если он работал в режиме полной загрузки (13 млн. т в оба направления). И это притом, что канал предполагалось использовать как источник гидроэнерге­ тики, и, кроме того, с его помощью выравнивать сезонные колебания грузопотока на железной дороге5. Несмотря на то, что экономические обоснования строитель­ ства Кольского канала явно не получались, это еще сильнее оттеня­ ло значение военно-стратегических доводов, которые и послужили толчком к появлению этого проекта. Прежде всего, судоходная ком­ 1 ГАМО. — Ф.Р-921. — Оп.1. — Д.127. — Л.4об. 2 РГА ВМФ. — Ф.р-1547. — Оп.1.— Д.145. — Л.1. 3 РГА ВМФ. — Ф.р-1483. — Оп.З. — Д.49. — Лл.26-34. 4 ГАМО. — Ф.Р-921. — Оп.1. — Д.127. — Лл.З, боб. 5 ГАМО. — Ф.Р-921. — Оп.1. — Д.105. — Л.150; Там же. — Д.107. — Л.63-64.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz