Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел III •Глава 8 267 рот, некоторое время не могли разобраться с разграничением сфер своей работы, особенно — в пересекающихся сегментах, таких, на­ пример, как гидрография. Инцидент произошел после попыток пра­ вительства передать Главному управлению Севморпути гидрогра­ фическое судно, оборудование и специалистов из состава Главного гидрографического управления Военно-морского флота, которое за­ нималось обслуживанием Арктики с начала 20-х гг. ВМФ, оспаривая это решение, «в связи с военным значением, которое в настоящее время приобретает Северный морской театр», требовал закрепле­ ния за собой акватории Баренцева и Белого морей, а также их побе­ режий, к западу от линии Русская гавань (Новая Земля) — восточная оконечность Земли Франца-Иосифа, с правом установления контроля за деятельностью Управления Севморпути в пространстве к востоку от этой линии1.В развитие своей позиции Гидрографическое управле­ ние ВМФ наметило на 1933-1934 гг. обширную программу исследова­ ний северного морского театра, от Вайда-Губы до мыса Святой Нос2. Возросшее военное значение северной окраины было подкре­ плено и тем обстоятельством, что ей нашлось место в новой схеме маневрирования флотов, которую разрабатывал штаб РККА совмест­ но со своим Управлением Военно-морских сил. Эта схема была связа­ на с идеей строительства ряда каналов (Беломорско-Балтийского и Волга-Дон) для обеспечения переброски надводных кораблей и под­ водных лодок с Черного моря на Балтийское, далее — на Белое море, и по Северному морскому пути — на Тихий океан, а также в обратном направлении. Беломорско-Балтийский водный путь, строительство которо­ го началось в том же 1930 г. силами большой армии заключенных, не только превращал Север в транзитный пункт РККФ, но и, по мысли советского командования, становился коммуникацией «для военных перевозок в случае образования фронта на Севере»3. Поэтому после постройки водного пути между Балтийским и Белым морями в 1933 г. поддержку получила идея о продлении его по территории Кольского полуострова, к побережью Баренцева моря. 1 РГА ВМФ. — Ф.р-1483. — Оп.1. — Д.173. — Лл.З, 9, 25, 29. 2 РГА ВМФ. — Ф.р-1483. — Оп.1. — Д.200. — Лл.81-82. 3 РГА ВМФ. — Ф.р-1483. — Оп.З. — Д.49. — Л.2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz