Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
266 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории частности». А далее приводил пример Великобритании, которая во время Первой мировой войны укрепила свой военный флот тысяча ми траулеров1. 5 мая 1930 г. начальник штаба РККА Б.М. Шапошников писал на чальнику ВМС РККА Р.А. Муклевичу: «Считаю необходимым теперь же начать работы по созданию на Севере нашей морской силы, постро ив в течение 5-ти лет хотя бы 2 подводные лодки крейсерского типа. Для непосредственной охраны промыслов считаю целесообразным перевести на Север крейсер «Коминтерн»»2. Р.А. Муклевич, в основ ном согласившись с этими предложениями, возражал лишь против перевода с Черного моря крейсера «Коминтерн», считая значимость его использования как учебного корабля3. Несмотря на то, что речь не шла о немедленном создании на Севере полноценного флота, эти проекты в то же время не могли не рассматриваться советским командованием и в качестве меры, раз витие которой было способно скомпенсировать ограниченность Балтийского и Черного морей из-за проливов. Так, еще 28 февраля 1930 г. в своем письме к Б.М. Шапошникову Р.А. Муклевич предпо лагал, что «получив возможность переброски подводных лодок на Белое море и к Мурманскому побережью», флот не только поддержит армию в нанесении удара по восточным районам Финляндии, но и заложит основы «для создания крейсерского подводного отряда для действий на путях сообщения Англии в Атлантическом океане»4. 13 июня 1930 г. РВС СССР принимает постановление, в соответ ствии с которым в уже принятую программу строительства ВМС вклю чалось сооружение 3-х подлодок для Севера, с введением двух из них в строй к 1933 г. Тем же постановлением в районе Мурманска преду сматривалось формирование артдивизиона и зенитного дивизиона5. В 1932 г. уже крепнущие позиции военно-морского флота на Севере столкнулись с деятельностью только что созданного Главного управления Северного морского пути. Оба ведомства, решая по- существу общую для государства задачу по освоению полярных ши 1 ГАМО. — Ф.Р-88. — Оп.1.— Д.268. — Лл.20-22. 2 РГВА. — Ф.7. — Оп.Ю. — Д.1158с. — Л.1. 3 Там же. — Л.З. 4 РГА ВМФ. — Ф.р-1483. — Оп.З. — Д.49. — Лл.12-13. 5 РГВА. — Ф.7. — Оп.10. — Д.1158с. — Л.6.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz