Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

260 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории площадью 1,2 га и не было ни одной мощеной улицы. Из-за отсутствия канализации по городу распространялись зловоние и грязь. Те же проблемы встали в Кировске и Мончегорске, кото­ рые из небольших поселков выросли в заметные населенные пун­ кты: по переписи 1939 г., в них проживало 22,5 и 29,2 тыс. человек соответственно1. Неудивительно, что, начиная с 30-х гг. центр, решая проблему обеспечения промышленности Кольского Севера постоянными ка­ драми, одновременно приступает к реализации своей политики по превращению индустриальных поселков в города. Раскрывая смысл этого процесса, С.М. Киров на общегородском собрании ленинград­ ского партактива говорил: «Города растут стихийно. Необходимо ор­ ганизованное вмешательство... Мы не можем строить американские небоскребы в 60 этажей и потом в них задыхаться... Земли у нас много, надо подумать о целесообразном строительстве новых городов»2. В связи с этим накануне второй пятилетки стала активно обсуж­ даться проблема возникшей диспропорции между развитием основ­ ных и обслуживающих отраслей хозяйства3. С целью «подтягивания» отстающей городской инфраструктуры принимаются генеральные планы развития городов и специальные правительственные поста­ новления, которыми предусматривается массовое жилищное строи­ тельство, создание предприятий коммунально-бытового обслужива­ ния, пищевой промышленности, учреждений культуры, образования и здравоохранения.4О переходе индустриальных поселков Кольского Севера к новому образу жизни свидетельствовало появление в них сугубо городских атрибутов: проспектов и улиц с многоэтажными до­ мами, памятниками и скверами, профессиональных театров, больших кинотеатров, областной библиотеки, учительского института, регу­ лярного автобусного сообщения. 1 ГАМО. — Ф.Р-709. — Оп.18. — Д.2. — Лл.1-22. 2 Полярная правда.— 1931. — 23 июня. 3 Полярная правда. — 1932. — 24 июля. 4 См., например: Постановление СНК СССР от 27 января 1932 «О перспективах развития Мурмана и реконструкции Мурманской железной дороги» (Карело-Мурманский край. — 1932. — № 1-2. — C.11-14); постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 26 августа 1938 г. «О ме­ роприятиях по Мурманской области» (ГАМО. — Ф.П-1. — Оп.1. — Д.45. — Лл.1-3); О строи­ тельстве Дома специалистов//Полярная правда. — 1933. — 16 сентября и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz