Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

252 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории До 1932 г.специальных«северныхльгот» не существовало. Между тем работники, переводимые на государственные учреждения и пред­ приятия в северные районы, могли пользоваться льготами, установ­ ленными для отдаленных местностей СССР. По постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 17 августа 1925 г.,они предусматривали выплату компен­ саций за переезд и «подъемных» пособий в течение первых 3 месяцев работы в отдаленной местности. За беспрерывную работу в течение 3 лет выплачивалось единовременное пособие в размере суммы, рав­ ной заработку за последние 3 месяца. При этом расстояние между пун­ ктом направления и новым местом работы в полосе отдаленной мест­ ности должно было быть не менее 250 верст (266,7 км)1. 11 мая 1927 г. постановлением ЦИК СССР и СНК СССР льготы работникам отдаленных местностей были значительно расширены, прежде всего, введением ежемесячных надбавок к зарплате, кото­ рые накапливались в течение 10 или 30 лет, в зависимости от терри­ ториального пояса, но не могли превышать 100 % от размера оклада. Расстояние между предыдущим пунктом направления и новым ме­ стом работы в полосе отдаленной местности увеличивалось до 1000 км, если прибывший приехал по железной дороге, и до 500 км, если он использовал другие пути сообщения2. Реальная практика показывала, что льготы, которыми одинако­ во пользуются и на Крайнем Севере, и в средней полосе, и на уда­ ленном юге, совершенно не способны создать стимулы к переезду в полосу природно-климатического дискомфорта. Этому же мешала и внутриотраслевая унификация трудовых норм, проводившаяся без учета местных особенностей. Так, например, после того, как в 1931 г. на Мурманской железной дороге продолжительность отпуска для ра­ ботников была сокращена с 1,5 до 1 месяца, в Мурманский окруж- ком ВКП(б) стала поступать информация о недовольстве среди желез­ нодорожников тем, что, при всей разнице природно-климатических условий, их приравняли к южным дорогам СССР. Рабочие говорили, что «из отпуска возвращаться на Мурман не стоит»3. Одним из последствий такой политики, действительно, ста­ ла сильная текучка кадров в Мурманском округе. В тресте «Апатит», 1 СУ РСФСР.— 1925. — №64. — Ст.512. 2 C3 СССР. — 1927. — № 25. — Ст.270. 3 ГАМО. — Ф.Р-162.— Оп.2. — Д.4. — Л.8.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz