Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

240 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории Кола-Кильдинский кирпичный завод, Кандалакша-Нива и др.). К 1939 г. общая протяженность шоссейно-грунтовых дорог в крае составляла всего 231,5 км1. И хотя только в 1939 г. по местному бюджету было от­ пущено на дорожное строительство свыше 1,5 млн. руб., они осваива­ лись крайне неэффективно2. В 30-е гг. были построены железнодорожные ветки к комбинату «Апатит» и к «Североникелю». Однако активно обсуждавшийся про­ ект освоения керамического и огнеупорного сырья (кеанитов) в вос­ точной части Кольского полуострова, предполагавший проведение к месторождению 200-километровой железной дороги, так и повис в воздухе3. Успех индустриализации во многом зависел от эффективности управления не только центрального и областного, но и местного ап­ парата власти, состоявшего из тесно взаимосвязанных между собой партийных и советских органов. Анализ количественного состава их структурных подразделений показывает, что при неустойчивой под­ вижности структур советского аппарата в 20-30-е гг., партийный ап­ парат, напротив, имел ярко выраженную реактивность. Возникнув на Мурмане в 1920 г., через некоторое время он начинает медленно сжиматься: количество подразделений регионального партийного органа в течение 20-х гг. сократилось с 5 до 3. С 1929 г. начинается обратный процесс — расширения и дифференциации партаппарата, который привел к увеличению подразделений в нем до 9 к 1940 г. (см. график 1). Эти структурные изменения вполне согласуются с началом индустриального освоения Кольского Севера, свидетельствуя о том, что именно партийные органы стали проводником новой политики и направляющей силой местного аппарата управления. 1 Народное хозяйство Мурманской области за 1934-1939 гг. — Мурманск, 1939. — С.70. 2 Там же. 3 Там же. — С.184-185.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz