Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел III •Глава 7 239 ческую тягу1. Для параллельной работы Нивской и Нижне-Туломской ГЭС вдоль железной дороги были проложены высоковольтные линии (к 1939 г.— 526 км), чем было положено начало Кольской энергосисте­ ме2. Беломорско-Балтийский комбинат НКВД СССР, занимавшийся в 30-е гг.вопросами комплексного индустриального развития Кольского полуострова, планировал возведение ГЭС на реках Западная Лица, Воронья, Иоканьга, Териберка, Нота, Ковда, Колвица, Умба, Кола3. Усилению планомерности в изучении и развитии ресурсной ба­ зы Кольского полуострова и омывающих его морей способствовала и разворачивающаяся на Кольском Севере сеть стационарных научных учреждений, в которую входили Кольская база Академии Наук СССР4, Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хо­ зяйства и океанографии (ПИНРО), Полярное отделение Всесоюзного института растениеводства (ПОСВИР). Но к началу 40-х гг., в условиях переключения внимания центра с экономических на военные прио­ ритеты, процесс развития региональной научной системы несколько затормозился, что, в частности, нашло свое выражение в снятии пра­ вительством с рассмотрения вопроса о создании на Кольском Севере Полярного филиала АН СССР, обещавшего значительное расширение материально-технической и кадровой базы заполярной науки5. При всех успехах экономического развития, в крайне неудо­ влетворительном состоянии на Кольском Севере находилось дорож­ ное строительство, что отчасти было связано с переносом главной стратегии при форсированной индустриализации с колонизации, предполагающей планомерное заселение территории края, на созда­ ние промышленных центров. При этом главной транспортной маги­ стралью продолжала оставаться железная дорога, профиль которой во многом и определил размещение основных промышленных пред­ приятий края вдоль линии, с севера на юг. Их усилиями создавались в основном небольшие дороги, этакие «отворотки», соединяющие на- селенные пункты с железнодорожной магистралью (Кола-Мурмаши, 1 Киселев А.А. Родное Заполярье. — Мурманск, 1974. — С.306-307. 2 Народное хозяйство Мурманской области за 1934-1939 гг. — Мурманск, 1939. — С.18,23. 3 ГАМО. — Ф.Р-921. — Оп.1. — Д.106. — Лл.9-10. 4 Предшественником Кольской базы стала Хибинская горная станция АН СССР. Созданная в июле 1930 г. в числе первых региональных центров академической науки в стране, она была обязана своим появлением академику А.Е. Ферсману. 5 ГАМО. — Ф.Р-405. — Оп.4а. — Д.9. — Л.238.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz