Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
238 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории все более обострявшейся в Мурманском округе топливной пробле мой. Местные власти в 30-е гг. возлагали большие надежды на об наружение на Кольском полуострове запасов каменного угля или нефти. Однако все распространявшиеся среди местного населения слухи о якобы встреченных угольных скоплениях у мыса Черного на Мурманском побережье, равно как и нефти в Ловозерском районе, не нашли подтверждения1. Не могло рассматриваться в качестве основ ного решения проблемы и производство собственных дров: лесные массивы здесь невелики и в лучшем случае позволяли рассматривать возможность использования в качестве топлива отходов лесопиль ных заводов2. Что касается встречающихся на Кольском Севере зале жей торфа, то, по оценке окрплана, они представляли «чрезвычайные трудности для разработки»3. Выход был найден за счет угольных ме сторождений Шпицбергена, разработка которых Советским Союзом, несмотря на высокую себестоимость, позволила с 1933 г. частично, а с 1937 г. уже полностью обеспечивать потребности Мурманского окру га в этом виде топлива4. Одновременно на Кольском Севере начала развертывать ся гидроэнергетическая база. Согласно секретному постановле нию Совнаркома СССР от 8 августа 1933 г. мощности строящейся в Мурманске тепловой электростанции определялись в 3 тыс. кВт и одновременно начиналось строительство гидроэлектростанции на реке Туломе. Постановление предписывало электрофицировать же лезнодорожную линию от Мурманска до Кандалакши за счет энер гии Нивской ГЭС, строительство которой заканчивалось вблизи Кандалакши5. Строительство первых ГЭС на реках Ниве и Туломе помогло не только восполнить увеличивающийся энергодефицит (их суммарная мощность составляла 96 тыс. кВт), но и перевести в 1939 Г. северный участок железной дороги от Мурманска до Кандалакши на электри 1 ГАМО. — Ф.Р-162. — Оп.1. — Д.787. — Лл. 19, 25, 38. 2 ГАМО. — Ф.Р-162. — Оп.1. — Д.382. — Л.1. 3 Порцель А.К. Роль треста «Арктикуголь» в решении топливной проблемы Мурмана в годы довоенных пятилеток//Сборник научных статей аспирантов и соискателей. — Мурманск: МГПИ, 1998. — С.83-90. 4 Порцель А.К. Указ. соч.; ГАМО. — Ф.П-2. — Оп.1. — Д.487. — Лл.19-24. 5 РГА ВМФ. — Ф.Р-1483. — Оп.1. — Д.200. — Л.28.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz