Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

238 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории все более обострявшейся в Мурманском округе топливной пробле­ мой. Местные власти в 30-е гг. возлагали большие надежды на об­ наружение на Кольском полуострове запасов каменного угля или нефти. Однако все распространявшиеся среди местного населения слухи о якобы встреченных угольных скоплениях у мыса Черного на Мурманском побережье, равно как и нефти в Ловозерском районе, не нашли подтверждения1. Не могло рассматриваться в качестве основ­ ного решения проблемы и производство собственных дров: лесные массивы здесь невелики и в лучшем случае позволяли рассматривать возможность использования в качестве топлива отходов лесопиль­ ных заводов2. Что касается встречающихся на Кольском Севере зале­ жей торфа, то, по оценке окрплана, они представляли «чрезвычайные трудности для разработки»3. Выход был найден за счет угольных ме­ сторождений Шпицбергена, разработка которых Советским Союзом, несмотря на высокую себестоимость, позволила с 1933 г. частично, а с 1937 г. уже полностью обеспечивать потребности Мурманского окру­ га в этом виде топлива4. Одновременно на Кольском Севере начала развертывать­ ся гидроэнергетическая база. Согласно секретному постановле­ нию Совнаркома СССР от 8 августа 1933 г. мощности строящейся в Мурманске тепловой электростанции определялись в 3 тыс. кВт и одновременно начиналось строительство гидроэлектростанции на реке Туломе. Постановление предписывало электрофицировать же­ лезнодорожную линию от Мурманска до Кандалакши за счет энер­ гии Нивской ГЭС, строительство которой заканчивалось вблизи Кандалакши5. Строительство первых ГЭС на реках Ниве и Туломе помогло не только восполнить увеличивающийся энергодефицит (их суммарная мощность составляла 96 тыс. кВт), но и перевести в 1939 Г. северный участок железной дороги от Мурманска до Кандалакши на электри­ 1 ГАМО. — Ф.Р-162. — Оп.1. — Д.787. — Лл. 19, 25, 38. 2 ГАМО. — Ф.Р-162. — Оп.1. — Д.382. — Л.1. 3 Порцель А.К. Роль треста «Арктикуголь» в решении топливной проблемы Мурмана в годы довоенных пятилеток//Сборник научных статей аспирантов и соискателей. — Мурманск: МГПИ, 1998. — С.83-90. 4 Порцель А.К. Указ. соч.; ГАМО. — Ф.П-2. — Оп.1. — Д.487. — Лл.19-24. 5 РГА ВМФ. — Ф.Р-1483. — Оп.1. — Д.200. — Л.28.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz