Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

236 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории му ставилось: «проложить окончательно северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути»1. Изначально главной арктической базой нового учреж­ дения рассматривался Архангельск: именно сюда в 1932 г., впервые за одну навигацию, с Дальнего Востока пришел ледокольный паро­ ход «Сибиряков». Однако очень скоро с перспективами планомерно­ го освоения Арктики начинает связываться, наряду с Архангельском, и Мурманск. Уже в 1933 г. порт на Кольском заливе был избран ме­ стом отправления печально знаменитой экспедиции на пароходе «Челюскин», имевшей целью за одну навигацию дойти Северным мор­ ским путем до Владивостока, но потерпевшей крушение в Ледовитом океане. А в 1934 г.в Мурманск пришла экспедиция на ледорезе «Литке», повторившая достижение «Сибирякова». Значение Мурманского пор­ та для освоения Арктики подчеркнул начальник Главсевморпути О.Ю. Шмидт, по словам которого «Северный морской путь мы окончатель­ но закрепим, и Мурманск будет его началом»2. Необходимость организационного обеспечения арктических экспедиций, количество которых год от года увеличивалось, подве­ ло к созданию в Мурманске независимого от Архангельска терри­ ториального управления Главсевморпути и базы арктического фло­ та, включавшей организованное в 1938 г. в Мурманске арктическое пароходство, в состав которого вошли новые ледоколы «И. Сталин» и «Молотов», ледоколы «Ленин», «Ермак», «О. Шмидт», ледорез «Ф. Литке», 8 ледокольных пароходов и др.3 Пароходство было призвано проводить по Северному морскому пути караваны судов, обеспечи­ вающие связь с Сибирью и с Дальним Востоком, обслуживать не толь­ ко научные экспедиции полярников, но и все более развивавшуюся инфраструктуру вдоль северного побережья СССР. Хотя объем мор­ ских перевозок по Севморпути занимал скромное место в экономике страны (не более 300 тыс. тонн4), само существование «арктического 1 РГА ВМФ. — Ф.Р-1483. — Оп.1. — Д.173. — Л.2. 2 Киселев А.А., Тулин М.А. Улицы Мурманска. — Мурманск, 1991. — С.91. 3 Красавцев Л.Б. Морской транспорт Европейского Севера России (1918-1985): проблемы мо­ дернизации и развития. — Архангельск, 2003. — С.102. 4 Там же. — С.100.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz