Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
236 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории му ставилось: «проложить окончательно северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути»1. Изначально главной арктической базой нового учреж дения рассматривался Архангельск: именно сюда в 1932 г., впервые за одну навигацию, с Дальнего Востока пришел ледокольный паро ход «Сибиряков». Однако очень скоро с перспективами планомерно го освоения Арктики начинает связываться, наряду с Архангельском, и Мурманск. Уже в 1933 г. порт на Кольском заливе был избран ме стом отправления печально знаменитой экспедиции на пароходе «Челюскин», имевшей целью за одну навигацию дойти Северным мор ским путем до Владивостока, но потерпевшей крушение в Ледовитом океане. А в 1934 г.в Мурманск пришла экспедиция на ледорезе «Литке», повторившая достижение «Сибирякова». Значение Мурманского пор та для освоения Арктики подчеркнул начальник Главсевморпути О.Ю. Шмидт, по словам которого «Северный морской путь мы окончатель но закрепим, и Мурманск будет его началом»2. Необходимость организационного обеспечения арктических экспедиций, количество которых год от года увеличивалось, подве ло к созданию в Мурманске независимого от Архангельска терри ториального управления Главсевморпути и базы арктического фло та, включавшей организованное в 1938 г. в Мурманске арктическое пароходство, в состав которого вошли новые ледоколы «И. Сталин» и «Молотов», ледоколы «Ленин», «Ермак», «О. Шмидт», ледорез «Ф. Литке», 8 ледокольных пароходов и др.3 Пароходство было призвано проводить по Северному морскому пути караваны судов, обеспечи вающие связь с Сибирью и с Дальним Востоком, обслуживать не толь ко научные экспедиции полярников, но и все более развивавшуюся инфраструктуру вдоль северного побережья СССР. Хотя объем мор ских перевозок по Севморпути занимал скромное место в экономике страны (не более 300 тыс. тонн4), само существование «арктического 1 РГА ВМФ. — Ф.Р-1483. — Оп.1. — Д.173. — Л.2. 2 Киселев А.А., Тулин М.А. Улицы Мурманска. — Мурманск, 1991. — С.91. 3 Красавцев Л.Б. Морской транспорт Европейского Севера России (1918-1985): проблемы мо дернизации и развития. — Архангельск, 2003. — С.102. 4 Там же. — С.100.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz