Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
Раздел III •Глава 7 233 рыбы. Однако Мурманский траловый флот, несмотря на постоянное расширение парка траулеров, в 1930-1932 гг. постоянно срывал план1. Желание выдавить из «человеческого фактора» невозможное порой оборачивалось трагедией. Так, например, зимой 1931-1932 гг. в море погибли 5 мурманских траулеров2. В марте 1932 г. Мурманск прощал ся с капитаном погибшего траулера «Осетр» Игнатием Павловичем Новожиловым, тело которого было выброшено на берег в районе Териберки3. В приказе Наркомата снабжения СССР от 2 апреля 1932 г. «глав ными причинами срыва» назывались организационная неразбериха, неэффективность подбора, подготовки и комплектования траловых команд, приводящая к частой смене комсостава и текучести ка дров4. Вместе с тем было признано и несовершенство самой системы управления, которое опиралось во многом на волюнтаристские мето ды. С середины 30-х гг. такой подход начинает постепенно изживать себя, благодаря организации на Северном бассейне базы научно промысловой разведки, призванной давать объективную оценку те кущему состоянию рыбных ресурсов и подсказывать эффективные пути их освоения. Для работы этого подразделения промысловым флотом регулярно выделялись траулеры, которые работали в тесной связи с учеными-ихтиологами. В конце 1938 г. для помощи в их рабо те было организовано авиазвено в составе двух гидропланов и одной амфибии5. Стремясь увеличить уловы, флот, кроме традиционной трески, приступил в Баренцевом море и к промыслу сельди. 31 августа 1932 г. вышло постановление Совета Труда и Обороны, которое обязывало «пересмотреть существующие перспективные наметки вылова сель ди в Мурманске в сторону их решительного повышения», увеличив вылов в IV квартале 1932 г. с 10 тыс. до 30 тыс. тонн6. Газета «Полярная правда» отразила, как нагнеталась идеологическая истерия по пово- ду выполнения плана. Ценой неимоверных усилий, приложенных в 1 Мурман от VI к VII съезду Советов СССР... — С.35. 2 Киселев А.А., Краснобаев А.И. История Мурманского тралового флота. — Мурманск, 1973. — C.69. 3 Полярная правда. — 1932. — 1,4 марта. 4 Развитие рыбной промышленности. — Т.1. — C.123-124. 5 Там же. — C.190, 258. 6 ГАМО. — Ф.Р-162. — Оп.1. — Д.493. — Л.125.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz