Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

224 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории В 1929 г. деятельность дороги проверяла правительственная комиссия Рабоче-крестьянской инспекции. Выявив «ряд вопиющих фактов бесхозяйственности и извращения классовой линии в рабо­ те комбината»,1 комиссия создала повод для полной политической дискредитации связанного с ним хозяйственного курса. Одной из первых реакций, последовавших вслед за этим, стала ликвидация «Желрыбы», произошедшая по постановлению Экономического сове­ та РСФСР 6 июля 1929 г.2Затем те из колонистов Карело-Мурманского края, кто подходил под категорию «имеющих нетрудовые доходы», были лишены налоговых льгот3.Все это подвело ко вполне прогнози­ руемому результату: 26 сентября 1930 г. Мурманский промышленно­ транспортный и колонизационный комбинат был ликвидирован4. Железная дорога, как и до 25 мая 1923 г., стала обычным средством передвижения. Ее место в системе хозяйственного управления, как и плани­ ровалось, заняли хозяйственные ведомства и региональные орга­ ны власти. В силу того, что попытка объединить Карелию и Мурман оказалась нежизнеспособной, их по-прежнему разделяла админи­ стративная граница. Причем, данное положение фиксировалось не только в документально-правовом поле, но и в образно-ментальном. Контент-анализ статей, опубликованных даже в таком, казалось бы, заинтересованном журнале, как «Карело-Мурманский край», свиде­ тельствует, что с 1925 г. образ Кольского Севера в качестве самостоя­ тельного от Карелии региона доминировал над альтернативным кон­ цептом, который формулировался самим названием этого издания (см. табл. 15). Поэтому неудивительно, что проводившееся в конце 20-х гг. административно-территориальное реформирование, направлен­ ное на усиление «регулирующего и направляющего влияния» ор­ ганов местной власти за счет укрепления их связи с центром, учло эту данность, сохранив за мурманской идентичностью единую систе­ му управления. Изменялось лишь положение в вертикали власти: в 1927 г., с ликвидацией Мурманской губернии, ее территория включа­ 1 Карело-Мурманский край. — 1929. — № 4-5. — С.22. 2 Развитие рыбной промышленности Мурманской области. — Т.1. — С.97-98. 3 СЗ СССР. — 1929. — № 54. — Ст.506. 4 Пятовский В.П. Преображенный Север. — Мурманск, 1974. — C.171.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz