Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел III •Глава 7 223 в качестве комбината должна быть сохранена, ибо «мы имеем гро­ мадные возможности по заселению края»1. Однако чем дальше, тем сильнее деятельность дороги входила в противоречие с политикой. На VII съезде Советов Мурманской губернии, состоявшемся в кон­ це феврале — начале марта 1927 г., председатель губисполкома Д.Н. Панов уже без стеснения говорил: «Основное зло — так называемая «канадская система», по которой дорога все захватывает в свои ру­ ки. Может быть, это и было необходимо в тот период, когда наше хо­ зяйство только начинало становиться на ноги. Теперь же эта систе­ ма себя переросла. Она уже не способствует, а, наоборот, тормозит развитие Карело-Мурманского края... Пришло время поставить во­ прос о целесообразности комбината. Мне лично кажется, что некото­ рые части этого комбината можно распределить между Карелией и Мурманском с большей пользой для дела, чем сейчас»2. Правление Мурманской железной дороги пыталось отбиваться от все более усиливающегося стремления подчинить его подсобные предприятия «регулирующему и направляющему влиянию» органов местной власти,3 но оказалось обездвижено начавшимся перехо­ дом от экономического районирования к политическому и центра­ лизацией всей системы в целом4. В результате ликвидации в 1928 г. Северо-Западного ЭКОСО и передачи прав последнего специально образованной при ЭКОСО РСФСР Комиссии по колонизации Карело- Мурманского края, в состав которой включались представители Наркоматов путей сообщения, финансов, земледелия, ВСНХ и мест­ ных властей Карелии,5промышленно-транспортный и колонизацион­ ный комбинат фактически оказался передан в ведение отраслевого управления, где сразу стал лишним звеном. 1 Полярная правда. — 1926. — 9 декабря. 2 Полярная правда. — 1927. — 3 марта. 3 Один из сторонников сохранения Мурманского комбината на страницах журнала «Карело- Мурманский край» заявлял, что «расформирование комбината и отнятие от Мурманской железной дороги колонизационных функций... поставит задачу развития Мурмана под угрозу... Оживление этого края и заселение его потребует применения именно канадского типа колонизации, который до сих пор применялся комбинатом и от которого есть стрем­ ление сейчас отказаться». (Карело-Мурманский край. — 1929. — № 4-5. — С.22-23.) 4 Административно-территориальное устройство России: история и современность/Под ред. А.В. Пыжикова. — М., 2003. — С.217-224. 5 СУРСФСР. — 1928. — №59. — Ст.439.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz