Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
Раздел III •Глава 7 221 установок неплохо отражена в прессе того времени. Журнал «Карело- Мурманский край», будучи «зеркалом и прожектором в жизни края»,1 в свое время пропагандировавший «канадизацию», теперь отмечал, что «в деле транспортной колонизации края были сделаны ошибки»: «...Дальнейшее развитие Карело-Мурманского края покоится на че тырех основных отраслях хозяйства — образно выражаясь, карело мурманская телега въезжает на социалистическую гору на четырех колесах: это — лес, рыба, ископаемые богатства и колонизация края»2. Из этого следовало «на ближайшие 5 лет категорически необходи мым усиление мероприятий по колонизации в большей мере, чем это имело место до настоящего времени. В основную задачу коло низации должно быть поставлено удовлетворение дефицита рабочей силы из учета перспектив развития всего народного хозяйства края и из специфических особенностей отдельных ее отраслей»3.А это озна чало, что «колонизация по классовому признаку, 100-процентная кол лективизация переселенцев — таковы насущные вопросы, требую щие скорейшего законодательного решения»4. Свое окончательное выражение эти идеи нашли в разработан ном в 1932 г. в Карело-Мурманском комитете проекте «Положения о социалистической колонизации», который базировался на том, что «нельзя сводить задачу колонизации Карело-Мурманского края к подготовке площадей для ведения сельского хозяйства и к заселению этих земель», колонизация должна стать промышленно-промысловой и классовой5. Контент-анализ статей, напечатанных в журнале «Карело- Мурманский край», официальном органе правления Мурманской же лезной дороги, позволяет с достаточной степенью точности выявить корреляцию политико-идеологических установок, касающихся коло низации. В контент включались все статьи, посвященные социально- экономическому развитию Кольского Севера. Они классифициро вались как три группы: 1) поддерживающие колонизационный курс правления Мурманской железной дороги в духе постановления СТО 1 Карело-Мурманский край. — 1932. — № 7-8. — С.15. 2 Карело-Мурманский край. — 1929. — № 11-12. — С.6-7. 3 Там же. — С.13. 4 Там же. — С.6-7. 5 Карело-Мурманский край. — 1932. — № 1-2. — С.26.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz