Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
Раздел III •Глава 7 215 РСФСР записку «О необходимости устройства постоянных путей со общения в Мурманской губернии»1. В то время центр финансировал строительство дорог только на условиях софинансирования с мест ным бюджетом. При распределении государственного субвенционно- го фонда на 1925-1926 гг. Мурманская губерния получила на эти цели 40 тыс. руб. (доля государства составляла 75 %), что позволило при ступить к строительству дороги Ловозеро-Ягельный бор (Пулозеро) протяженностью 92 км2. Тогда же Мурманский губисполком стал инициатором создания в Мурманске верфи деревянного судостроения, для чего в 1926 г. ор ганизовал товарищество на паевых началах3. Тем не менее отдача даже от таких инициатив в виду обреме ненности губернского бюджета все возрастающими расходами на социальный сектор оказывалась значительно меньше, чем от дея тельности колонизационного комбината. Со временем это привело к тому, что местные власти стали перекладывать часть своих обязанно стей на железную дорогу. Так, например, на ее баланс были переданы водопровод и электрическая станция в Мурманске.4 В свою очередь, это способствовало истощению и без того небольших ресурсов, пред назначенных для колонизации. § 2 .Переход к форсированной индустриализации Кольского Севера Поскольку за время работы Мурманской железной дороги как промышленно-транспортного и колонизационного комбината стано вилось все более очевидным, что опыт «канадизации» оказывается малоэффективным способом колонизации и экономического разви тия Карело-Мурманского края, параллельно, не останавливаясь, шел поиск новых управленческих схем и решений, основанных на более активном вмешательстве центра в дела своей окраины. Это хорошо чувствовали и местные функционеры, высказывания которых на этот 1 Там же. — Л.450. 2 СУ РСФСР. — 1925. — № 66. — Ст.526; Вестник Карело-Мурманского края. — 1926. — № 1. 3 ГАМО. — Ф.Р-88. — Оп.1. — Д.117. — Лл.4-6, 24; Развитие рыбной промышленности Мурманской области. — Т.1. — C.79-80. 4 Полярная правда. — 1927. — 3 марта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz