Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел III •Глава 7 213 Местные органы власти — Мурманской губернии и Карелии — страдали от бедности еще больше, и с ревностью относились к хо­ зяйственной деятельности дороги на своих территориях. Иногда это приводило даже к конфликтным ситуациям. Так, например, длин­ ная тяжба возникла у Мурманского губисполкома по поводу границ Мурманского порта и железной дороги в черте Мурманска. Местным властям казалось, что порт и железная дорога заняли слишком много городской земли. Центр, выступая арбитром в этом споре, не сразу решил, кому оказать поддержку, но в конце концов признал правоту транспортников1. Стремление комбината сплотить Карелию и Мурман в единый хозяйственный организм2постоянно сталкивалось с противодействи­ ем местных властей, полномочия которых охранялись 13-й статьей Положения СТО о колонизации Карело-Мурманского края. Согласно ей, «вся отведенная Мурманской жел[езной] дороге территория в административном отношении подчиняется тем административным органам, к районам ведения которых относятся отдельные части означенной территории»3. Взаимоотношения осложнялись тем, что железная дорога и местные власти принадлежали к разным, конку­ рирующим системам территориального управления, хозяйственной и административной соответственно. Особенно хорошо это стало заметно, когда губисполком раз­ вернул кампанию за включение в состав Мурманской губернии Кандалакшского района, входившего в состав Карелии4. И хотя центр не поддержал в этом Мурманск, южная граница губернии, разделяв­ шая Карело-Мурманский край на две независимые административ­ ные части, уже самим эффектом накаливания выступала одной из доступных для губернских властей форм сигнализации, противодей­ ствующей возникновению всевозможных организационных и эконо­ 1 ГАМО. — Ф.Р-88. — Оп.1. — Д.105. — Л.188-189, 416; Полярная правда. — 1925. — 17 февраля. 2 Эти намерения были заметны еще в июле 1920 г., когда в своем докладе в Наркомат пу­ тей сообщения Управление Мурманской железной дороги предложило выделить район от станции Масельгская до Мурманска в особую административно-хозяйственную единицу, придав отделам дороги статус губернских органов и право сношений непосредственно с центром (Сорокин В.В. К истории разработки... — С.109-110). 3 Вестник Мурмана. — 1923. — № 23. — С.З. 4 ГАМО. — Ф.Р-88. — Оп.1. — Д.150. — Лл.3-4; Полярная правда. — 1926. — 25 мая.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz