Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
212 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории та все более утверждающаяся точка зрения, которую своеобразно выразил нарком путей сообщения ЯЗ. Рудзутак: Мурманская желез ная дорога, по его мнению, «не есть только тракт для перевозок, а она есть хозяйственный хребет всего края»1. Для координации хозяйственной деятельности Мурманской железной дороги был создан промышленно-транспортный и коло низационный комбинат. Входившие в него подсобные предприятия соответствовали основным направлениям работы: рыбная промыш ленность (Желрыба), лесная промышленность (Желлес), промышлен ность строительных материалов (Желсиликат), строительство и зем леустройство (Колонизационный отдел). На Мурмане комбинат занимался скупкой и ловом рыбы, кото рую затем подвергал обработке на построенном в Кандалакше кон сервном заводе. Недалеко от Колы были возведены кирпичные заводы (Фадеев Ручей и Шонгуй) и лесозавод (Глубокий Ручей). В Мурманске правление дороги организовало Полярную ярмарку, на которую при глашались гости со всего Советского Союза и из соседней Норвегии2. Большим вниманием правления дороги пользовалась пробле ма заселения полосы железной дороги. К 1925 г. между Медвежьей Горой и Мурманском возник 21 новый населенный пункт3. Однако численность населения росла медленно: на территории Мурманской губернии, например, она увеличилась с 19 тыс. чел. в 1920 г. до 23 тыс. чел. в 1926 г.4 Это и стало одной из причин торможения хозяйствен ной деятельности дороги. Но все же главной проблемой была нехват ка средств: бюджет комбината оставался дефицитным5 1 Вестник Карело-Мурманского края. — 1925. — № 33. — С.7. Немаловажно заметить, что развитию мурманского направления своеобразно помогали и идеи С.Ю. Витте о стратеги ческих преимуществах Мурмана перед Балтикой, которые не были забыты благодаря воз никшему со стороны советской исторической науки интересу к деятельности министра- реформатора. Опубликованные как раз в это время «Воспоминания» С.Ю. Витте и его доклад Александру III о строительстве военно-морской базы на Мурмане нашли отклик на Севере. (См.: Вестник Мурмана. — 1924. — № 23. — C.1; Вестник Карело-Мурманского края. — 1925. — № 19. — С.23; Полярная правда. — 1926. — 26 августа.) 2 Вестник Карело-Мурманского края. — 1925. — № 7 («Мысли о Мурманских ярмарках»). 3 Сорокин В.В. К истории разработки... — C.116. 4 Киселев А.А. Родное Заполярье. — Мурманск, 1974. — C.136; Киселев А.А., Киселева Т.А. История Мурманской области. — Мурманск, 1995. — C.43. 5 Полярная правда. — 1927. — 3 марта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz