Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

210 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории закупок рыболовного снаряжения за границей1. Центр между тем не принял этого проекта, посчитав возможным вернуться к нему тогда, когда Финляндия «выйдет из состава буржуазно-капиталистических государств и примкнет к красному Интернационалу»2. После согласования в правительстве и Госплане проект прав­ ления Мурманской железной дороги был представлен в Совет Труда и Обороны, где ему был дан «зеленый свет». На основании утверж­ денного 25 мая 1923 г. Положения СТО «О колонизации Карельско- Мурманского края» железная дорога на 10 лет получала надел земли в 3 млн. десятин (241 тыс. кв. км) с правом эксплуатации лесов, недр, вод и других «природных сил и богатств» как самостоятельно, так и с привлечением для этого государственных, общественных, смешан­ ных и частных предприятий. Притоку рабочей силы в район железной дороги должны были способствовать введенные тем же Положением льготы дли лиц, переселяющихся в Карело-Мурманский край. К ним относились: 10-летняя отсрочка от призыва в армию, освобождение на 10 лет от «всяких налогов», единовременная оплата переезда се­ мьи колонистов вместе с имуществом в место нового проживания «за счет колонизационного фонда Мурманской ж.д.», бесплатное предо­ ставление леса для строительства и отопления (правда, последняя льгота в то же время обязывала «каждый переселенческий двор... построить себе в течение первых 2-х лет жилье на отведенном ему участке земли»). Льготы распространялись только на переселен­ цев, которые не принадлежали к числу местного населения Карело- Мурманского края. Однако местные жители могли быть освобождены от воинской повинности в течение 10 лет и получить компенсацию за переезд в случае их переселения на Мурманский берег для занятий рыболовством3. Придание Мурманской железной дороге особого хозяйствен­ ного статуса неизбежно повлекло за собой и усиление роли карело­ мурманского направления в рамках Северо-Западной области. Хотя руководство колонизацией Карело-Мурманского края было оставле­ но за Северо-Западным ЭКОСО, Мурманский порт повысил свою само­ 1 ГАРФ. — Ф.Р-130. — Оп.5, — Д.1013. — Л.25. 2 Там же. — Л.24. 3 ГАРФ. — Ф.Р-130. — Оп.7. — Д.255. — Лл. 293-294, 306-311; Вестник Мурмана. — 1923. — № 23.-С.2-4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz