Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел III •Глава 7 209 закрытия заполярной линии1. А 26 октября 1922 г. Президиум ВЦИК одобрил основные принципы колонизации Карельско-Мурманского края, получив Северо-Западному ЭКОСО разработать проект соответ­ ствующего положения2. Впрочем, были и те, кто крайне недоверчиво отнесся к организационно-хозяйственным возможностям железной дороги: сторонники отраслевого метода управления, например, полагали, что лучше всего осуществлять колонизацию посредством трестов3. При рассмотрении проекта в правительстве серьезные опасения воз­ никли у Наркомата финансов, который предупреждал об объектив­ ных трудностях колонизации, связанных с сокращением численности населения страны по сравнению с 1913 г. со 140 млн. до 119,5 млн.4 К проекту правления Мурманской железной дороги насторо­ женно отнеслись и местные власти Карелии и Мурмана, которые по­ дозревали, что передача наиболее ценной земли в пользование же­ лезной дороги может подорвать и без того слабые региональные бюджеты5. На местах имелись свои представления о перспективах регионального развития. Так, например, на Мурмане в качестве аль­ тернативы «промышленно-железнодорожному» направлению коло­ низации находила понимание ее «промыслово-береговая» концеп­ ция, берущая свое начало в опытах царского правительства. В июле 1921 г. начальник Мурманской Областьрыбы Я.П. Бронштейн в каче­ стве уполномоченного Совета Труда и Обороны предложил пере­ селять на Мурманский берег граждан Финляндии. Поскольку мно­ гие желающие эмигрировать в РСФСР финляндцы были должниками в своей стране за выданную им продовольственную помощь, Я.П. Бронштейн считал возможным компенсировать их долги, по обяза­ тельствам, за счет государственного бюджета, на том основании, что, привезя с собой промысловое оборудование, этот «квалифицирован­ ный элемент» избавит Советское правительство от необходимости 1 Чиркин Г.Ф. Пути развития Мурмана. — Пг., 1922. — С.8; Вестник Мурманской железной до­ роги. — 1923. — № 2. — С.15. 2 Сорокин В.В. К истории разработки постановления СТО об освоении Карело-Мурманского края//История СССР. — 1970. — № 4. — C.111. 3 Вестник Мурмана. — 1923. — № 17. — C.12. 4 Сорокин В.В. К истории разработки... — C.112. 5 Вестник Мурмана. — 1923. — № 11. — C.2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz