Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
Раздел III •Глава 7 207 собираться сторонники оживления мурманской линии, очень скоро получившие в Северо-Западном ЭКОСО свое лобби. Руководящим центром этой группы стал уполномоченный Наркомата путей сооб щения и председатель правления дороги А.М. Арнольдов. В 1922 г. в Петрограде он издал брошюру «Вторые Дарданеллы: Мурманский вы ход в Европу», в которой напомнил о значении мурманского направ ления в период закрытия противником проливов. По его мнению, этот опыт для России по-прежнему был актуален, поскольку спрово цированные греко-турецкой войной переговоры о проливах вновь поставили вопрос «о готовности Мурманской дороги и Мурманского порта» выступить в качестве своего рода заменителя Дарданелл. С другой стороны, угроза «экономического захвата» Севера со стороны Финляндии и других западных стран заставляет встать на путь такого противодействия, который потребует «извлечение собственными си лами всех выгод от естественных богатств края». А достигнуть этого, по мнению Арнольдова, можно, начав «через железную дорогу про мышленную колонизацию» Севера. Он считал, что только железная дорога, представляя собой «аппарат, оборудованный жилищными по мещениями и относительно мощными техническими устройствами», может стать базой экономического оживления малонаселенного края посредством его заселения1. Главным механизмом при этом станови лось наделение дороги землей в бессрочное пользование, с предо ставлением ей права распоряжения лесным массивами, занятий не только транспортными, но и прочими экономическими видами дея тельности (например, рыболовством, горным делом, торговлей и т.д.) на условиях хозяйственного расчета. Характерной особенностью проекта стал его идеологический фундамент, крайне индифферентный к политической борьбе с запад ным миром. Авторы проекта не только не скрывали, но и всячески рекламировали то, что в качестве некоего образца ими был заимство ван опыт Канады и Соединенных Штатов Америки, где колонизация также проводилась через железные дороги. Признавалось, что по скольку «Мурманское железнодорожное предприятие не обладало до сих пор такими правами и возможностями как американские до роги», оно поэтому и не могло обнаружить той инициативы и энер- гии по заселению и экономическому воздействию на обслуживаемый 1 Арнольдов А.М. Вторые Дарданеллы: Мурманский выход в Европу. — Пг., 1922. — С.3,5, 14.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz