Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
206 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории кирпичных, механических и т.д., сейчас эти перспективы в десятки раз отстоят дальше от нас, нежели год назад: железный закон эконо мической необходимости выкинул за год за борт с железной дороги свыше 1000 человек, из портов торгового и военного, областьрыбы и совнархоза в среднем по 500 человек в каждом. И взамен — ни чего крупного, кроме мелкой торговли и одиночного кустарного промысла»1. Нависшая над Мурманской железной дорогой угроза закрытия встретила протест со стороны Мурманского губернского ЭКОСО и III губернского съезда Советов2. Если поначалу в Мурманске еще надеялись, что Петроград бу дет оказывать действенную помощь Мурману и учитывать его ин тересы, то в дальнейшем оптимизма на этот счет заметно поубави лось. В наказе, которые мурманские представители повезли на съезд ЭКОСО Северо-Западной области в октябре 1921 г., фактически уже звучали ноты обвинения в адрес Петрограда: в том, что он подчиня ет своим интересам интересы мест и несправедливо, в рамках обла сти, распределяет ресурсы, не советуется с местными работниками, знающими действительное положение края3. Не дожидаясь ответ ной реакции Петрограда, Мурманский губисполком начал выраба тывать собственную линию непосредственных контактов с центром. Определяя в качестве своего основного приоритета социальную за щищенность местного населения, мурманские власти считали наибо лее значимыми те меры, которые могли бы принести быструю отда чу, предпочитая при этом не лезть в политику: в частности, просили у центра освобождения местного населения от налогов и сборов и предоставления льгот по воинской повинности, разрешения беспо шлинного ввоза иностранных товаров для непосредственного потре бления и продажи в пределах Мурманской губернии и проч.4 В то же время в самом Петрограде вокруг созданного здесь 29 июля 1922 г. правления Мурманской железной дороги5 начинают 1 Полярная правда. — 1922. — 14 сентября. 2 Полярная правда. — 1922. — 20 сентября, 5 октября. 3 Полярная правда. — 1921. — 16 октября. 4 Полярная правда. — 1922. — 20 сентября. 5 Конечной пунктом дороги к тому времени была станция Рыбацкое, находившаяся вблизи Петрограда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz