Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
Раздел III •Глава 7 205 ния здесь новых отраслей, таких, например, как горная1. В свою оче редь Петроград, добившись расчленения Севера, начал и вовсе утра чивать к нему интерес. Северо-Западная область оказалась нежизнеспособной, по скольку интересы ее центра как бывшей столицы Российской им перии в силу исторических и геоэкономических причин весьма трудно коррелировались с интересами остальной территории об ласти. Последняя превращалась в заурядный придаток Петрограда. Цитаделью «питероцентризма» стало Северо-Западное ЭКОСО, при знавшее необходимостью в своем решении от 12 августа 1922 г.усиле ние Петроградского порта как фактора, способствующего оживлению всей области, и связанной с ним Мариинской системы, объединяю щей область в единое экономическое целое2.Нетрудно заметить, что Кольский Север выпадал из этой схемы. Не получили поддержку и идеи соединения Мурмана с восточными районами Европейского Севера и Сибирью,3поскольку Северо-Западное ЭКОСО на том же за седании приняло решение: «решительно возражать против попытки отделения Мурманской губернии и присоединения ее к Северной области»4. Следствием возникшей изоляции Мурмана стало резкое падение коммерческого грузопотока через Мурманск: за 1922 г. было зафиксировано всего пять (!) тонн коммерческих грузов, отправлен ных через Мурманский порт5. Характеризуя сложившееся положение, «Полярная правда» в сентябре 1922 г. писала: «В прошлом году в это время мы мечтали о стройке города, о развитии мурманской промышленности, заводах 1 Так, например, руководитель Архангельской Областьрыбы М.К. Державин утверждал, что «мрачные гранитные скалы, омываемые Ледовитым океаном, никогда не будут вторым Уралом» (Северная правда. — 1920. — № 4, 6). 2 ГАМО. — Ф.Р-88. — Оп.1. — Д.44. — Л.67. 3 Несмотря на неизменное стремление Мурмана отделиться от Архангельска в администра тивном отношении, хозяйственная интеграция в восточном направлении никогда не ис чезала из видимых возможных перспектив. Один из обсуждавшихся проектов, например, предполагал строительство железнодорожной ветки из Сороки в Онегу для обеспечения постоянной транспортной связи Баренцева моря с Архангельском. В другом проекте обо сновывались преимущества сооружения кратчайшего пути с Мурмана в Сибирь. (Полярная правда. — 1922. — 14 сентября; Вестник Карело-Мурманского края. — 1924. — № 15.) 4 ГАМО. — Ф.Р-88. — Оп.1. — Д.44. — Л.67. 5 Вестник Мурмана. — 1923. — № 25. — С.27.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz