Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
202 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории правительству под страхом разрыва дипломатических отношений ни чего не оставалось, как возвратить траулеры и согласиться на введение 3-мильной морской полосы1.Такое решение не могло не вызвать ропота среди российских рыбопромышленников. Председатель Мурманского губисполкома В.М. Мельников, выступая в октябре 1924 г. на 2-й сессии ЦИК СССР, вынужден был подвергнуть критике решение о сужении по лосы территориальных вод, особенно настаивая на том ущербе, кото рое оно могло принести зверобойному промыслу2. Советское государство все более утрачивало интерес к сво ей северной окраине, одновременно это сказывалось и на положе нии дел в порту и на железной дороге. Если в зимний период 1921- 1922 гг. Мурманский порт все еще продолжал играть важную роль для РСФСР,3то в дальнейшем, с открытием традиционных морских выхо дов через Балтийское и Черное моря, восстановлением транспорт ной инфраструктуры и постепенным выходом страны из политиче ской и дипломатической изоляции, значение Мурманского пути для внешней торговли стало объективно падать. Данное обстоятельство, как и начало реализации в России принципов новой экономической политики, предполагавшей использование механизмов рыночного регулирования, стали поводом к появлению в 1922 г. предложений о закрытии Мурманской железной дороги «из-за убыточности»4. Было видно, что обозначившийся с началом Первой мировой войны эффект «Вторых Дарданелл» исчерпывал себя. Российское го сударство возвращалось к традиционным для себя ритмам и кон турам жизни. Осенью 1922 г. была отменена государственная моно полия на рыбные промыслы Мурмана,5 и к 1923 г. о былом значении Кольского Севера уже почти ничего не напоминало, за исключением образованной в условиях военной горячки Мурманской губернии. 1 Там же. — С.254, 315-316. 2 Известия ЦИК СССР. — 1924. — 21 октября. 3 Интенсификации работы Мурманского порта в «зимнюю кампанию» 1921-1922 гг. были посвящены постановления СТО от 26 октября 1921 г. и 15 февраля 1922 г. (ГАРФ. — Ф.Р- 6751. — Оп.8. — Д.47. — Лл.1-13). 4 Полярная правда. — 1922. — 20 сентября. 5 Очерки истории Мурманской организации КПСС. — Мурманск, 1969. — C.90.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz