Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
Раздел III •Глава 6 197 Равно как не удались и попытки Архангельска вернуть террито рию Мурмана из состава Северо-Западной области под свою опеку. Создание экономической области с центром в Архангельске (ее на зывали и Северо-Восточной, и Северной) задерживалось в виду от сутствия единых представлений на хозяйственную целостность этого огромного по площади региона. По одним проектам, он должен был включать Архангельскую губернию вместе с Мурманом, по другим — Архангельскую, Северо-Двинскую, Вологодскую губернии и Коми ав тономную область1. Архангельские руководители пытались противостоять процессу сближения Мурмана и Петрограда. Управляющий Областьрыбой М.К. Державин в «Северной правде» посвятил этой проблеме большую статью. В ней он предупредил, что «с окончанием войны и блокады во многом произойдет переоценка ценностей», и Мурманск, как порт, перестанет играть для Петрограда такую же важную роль, как рань ше. По его мнению, все надежды на помощь со стороны Петрограда тщетны, он не сможет дать Мурману необходимых ресурсов, посколь ку будет сам нуждаться в восстановлении своей застывшей про мышленности2. 13 ноября 1921 г. на заседании Северо-Беломорском ЭКОСО говорилось, что в виду замерзаемости Белого и Балтийского морей в услугах незамерзающего Мурманского порта будут нуждать ся и Архангельск, и Петроград, в связи с чем предполагавшееся за крепление Мурманского порта за Петроградом недопустимо, так как внесет «путаницу». Поэтому Мурман, было записано в постановлении Совещания, в экономическом отношении нужно подчинить если не Архангельску, то напрямую центральным органам3. Но в реальной жизни хозяйственная инфраструктура Мурмана все больше замыкалась на Петроград. 13 декабря 1921 г. пленум Северо-Западного ЭКОСО, вопреки протестам Архангельска, при нял решение о передаче Мурманского порта из Беломорского в ве дение Балтийского управления морского транспорта с подчинени ем Петроградскому округу путей сообщения4. Из-под юрисдикции Архангельска была выведена Мурманская таможня, ставшая частью 1 Шубин С.И. Северный край в истории России. — Архангельск, 2000. — С.54. 2 Северная правда. — 1920. — 5 октября. 3 ГАРФ. — Р-130. — Оп.6. — Д.946. — Лл.2-6. 4 ГАМО.— Ф.Р-88. — Оп.1. — Д.15. — Л.8.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz