Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел III •Глава 6 197 Равно как не удались и попытки Архангельска вернуть террито­ рию Мурмана из состава Северо-Западной области под свою опеку. Создание экономической области с центром в Архангельске (ее на­ зывали и Северо-Восточной, и Северной) задерживалось в виду от­ сутствия единых представлений на хозяйственную целостность этого огромного по площади региона. По одним проектам, он должен был включать Архангельскую губернию вместе с Мурманом, по другим — Архангельскую, Северо-Двинскую, Вологодскую губернии и Коми ав­ тономную область1. Архангельские руководители пытались противостоять процессу сближения Мурмана и Петрограда. Управляющий Областьрыбой М.К. Державин в «Северной правде» посвятил этой проблеме большую статью. В ней он предупредил, что «с окончанием войны и блокады во многом произойдет переоценка ценностей», и Мурманск, как порт, перестанет играть для Петрограда такую же важную роль, как рань­ ше. По его мнению, все надежды на помощь со стороны Петрограда тщетны, он не сможет дать Мурману необходимых ресурсов, посколь­ ку будет сам нуждаться в восстановлении своей застывшей про­ мышленности2. 13 ноября 1921 г. на заседании Северо-Беломорском ЭКОСО говорилось, что в виду замерзаемости Белого и Балтийского морей в услугах незамерзающего Мурманского порта будут нуждать­ ся и Архангельск, и Петроград, в связи с чем предполагавшееся за­ крепление Мурманского порта за Петроградом недопустимо, так как внесет «путаницу». Поэтому Мурман, было записано в постановлении Совещания, в экономическом отношении нужно подчинить если не Архангельску, то напрямую центральным органам3. Но в реальной жизни хозяйственная инфраструктура Мурмана все больше замыкалась на Петроград. 13 декабря 1921 г. пленум Северо-Западного ЭКОСО, вопреки протестам Архангельска, при­ нял решение о передаче Мурманского порта из Беломорского в ве­ дение Балтийского управления морского транспорта с подчинени­ ем Петроградскому округу путей сообщения4. Из-под юрисдикции Архангельска была выведена Мурманская таможня, ставшая частью 1 Шубин С.И. Северный край в истории России. — Архангельск, 2000. — С.54. 2 Северная правда. — 1920. — 5 октября. 3 ГАРФ. — Р-130. — Оп.6. — Д.946. — Лл.2-6. 4 ГАМО.— Ф.Р-88. — Оп.1. — Д.15. — Л.8.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz