Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
188 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории ся на 50 %. Несколько потяжелел и паек, выдаваемый членам семей1. 20 сентября 1920 г. декретом СНК льготное продовольственное снаб жение было распространено и на определенные категории рабочих и служащих г. Мурманска: на занятых на работах в порту, на транс порте, в строительстве, в советских учреждениях, а также членов их семей2. Все эти меры были призваны переломить ситуацию к зиме 1920-1921 гг., когда с замерзанием петроградского и архангельского портов Кольский залив должен был стать единственной функциони рующей морской артерией России. Именно через Мурманский порт стала осуществляться доставка американского угля, имевшего жиз ненно важное значение в условиях топливного кризиса и наступив ших холодов. Совет Труда и Обороны установил нормы вывоза угля из Мурманска в размере 600 тыс. пудов в месяц, в т.ч. Балтфлоту — 200 тыс. пудов, Петротопу — 300 тыс. пудов, Главтопу (для ремонта сель скохозяйственных орудий и машин) — 100 тыс. пудов3. Несмотря на нехватку рабочей силы, масштабы которой на Мурманской железной дороге даже к лету 1921 г. составляли не ме нее 8 тыс. чел.,4 и высокую текучесть кадров, приводящую, по сло вам одного из руководителей Северо-Западного ЭКОСО, к тому, что в Мурманском порту «грузчики разбегаются»,5несмотря на плохое тех ническое состояние северного участка дороги, грозящее, по утверж дению ее начальника И.Я. Маноса, полной остановкой движения,6 Мурманский коридор продолжал функционировать и пропускать не обходимые государству грузы. Кроме американского угля, самый се верный порт страны начал принимать сибирский хлеб, привозимый пароходами от устьев Оби и Енисея7. Возрастающая экономическая отдача от деятельности запо лярного выхода в Мировой океан заставила центр включить в «про грамму ударных работ Республики» мероприятия по приведению Мурманского порта в «рабочую исправность», а также вследствие 1 Декреты Советской власти. — Т.9. — С.165-166. 2 Декреты Советской власти. — Т.10. — C.196-198. 3 Декреты Советской власти. — Т.1 2 С.329-331. 4 Декреты Советской власти. — T.9. — C.395; Там же. — T.17. — C.380. 5 ГАМО. — Ф.Р-88. — Оп.1. — Д.15. — Л.М. 6 ГАМО. — Ф.Р-88. — Оп.1. — Д.26. — Л.32. 7 Полярная правда. — 1921. — 13 августа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz