Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

186 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории зультате чего проливы для сообщения с Россией в полной мере так и не открылись. Поэтому к моменту воссоединения северной окраины с РСФСР, в конце февраля — начале марта 1920 г., центр испытывал большую потребность в независимом транспортном коридоре, надеясь с его помощью компенсировать потерянные транспортные пути. Вполне естественно, что в первую очередь Советское правительство начина­ ют интересовать северные порты, причем не только в качестве важ­ ного средства оживления торгово-экономических и дипломатиче­ ских контактов с Западом, что скорее всего являлось вынужденным шагом, но и в виде инструмента для активизации использования вну­ тренних ресурсов, в частности, за счет освоения Северного морско­ го пути. Так, например, арктический маршрут, вместе с руслами ве­ ликих сибирских рек, мог заменить разрушенные железные дороги, составив основу новой транспортной цепочки по доставке хлеба из Сибири в европейскую Россию. Важное стратегическое значение северных территорий для укрепления Советского государства в Совнаркоме осознавали и в са­ мый разгар Гражданской войны, когда прямого доступа к Белому и Баренцеву морям Москва еще не имела. В двухлетней программе же­ лезнодорожных работ, утвержденной В.И. Лениным 21 января 1919 г., на Главный Комитет государственных сооружений ВСНХ, наркоматы путей сообщения и военный была возложена «разработка двух вари­ антов соединения Москвы с Мурманом (от Овинище-Судской дороги к Свири или Повенцу)»1. В постановлении Совета Труда и Обороны, принятом 2 июня 1920 г., уже после ликвидации Северного фронта, «поддержание пра­ вильной эксплуатации на Мурманской железной дороге и планомер­ ная достройка ее» признавались «государственной внеочередной и срочной задачей»2. Самым серьезным препятствием при этом была нехватка в северных районах рабочей силы, которая требовала от центра подтягивания значительных ресурсов. По словам выступав­ шего летом 1920 г. на II съезде Советов Мурманского уезда предста­ вителя Мурманской железной дороги Шульца, рабочие Центра отно­ сились к Мурману с недоверием и не хотели переезжать на Север. 1 Декреты Советской власти. — Т.4. — С.306. 2 Декреты Советской власти. — Т.9. — C.8-9.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz