Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
186 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории зультате чего проливы для сообщения с Россией в полной мере так и не открылись. Поэтому к моменту воссоединения северной окраины с РСФСР, в конце февраля — начале марта 1920 г., центр испытывал большую потребность в независимом транспортном коридоре, надеясь с его помощью компенсировать потерянные транспортные пути. Вполне естественно, что в первую очередь Советское правительство начина ют интересовать северные порты, причем не только в качестве важ ного средства оживления торгово-экономических и дипломатиче ских контактов с Западом, что скорее всего являлось вынужденным шагом, но и в виде инструмента для активизации использования вну тренних ресурсов, в частности, за счет освоения Северного морско го пути. Так, например, арктический маршрут, вместе с руслами ве ликих сибирских рек, мог заменить разрушенные железные дороги, составив основу новой транспортной цепочки по доставке хлеба из Сибири в европейскую Россию. Важное стратегическое значение северных территорий для укрепления Советского государства в Совнаркоме осознавали и в са мый разгар Гражданской войны, когда прямого доступа к Белому и Баренцеву морям Москва еще не имела. В двухлетней программе же лезнодорожных работ, утвержденной В.И. Лениным 21 января 1919 г., на Главный Комитет государственных сооружений ВСНХ, наркоматы путей сообщения и военный была возложена «разработка двух вари антов соединения Москвы с Мурманом (от Овинище-Судской дороги к Свири или Повенцу)»1. В постановлении Совета Труда и Обороны, принятом 2 июня 1920 г., уже после ликвидации Северного фронта, «поддержание пра вильной эксплуатации на Мурманской железной дороге и планомер ная достройка ее» признавались «государственной внеочередной и срочной задачей»2. Самым серьезным препятствием при этом была нехватка в северных районах рабочей силы, которая требовала от центра подтягивания значительных ресурсов. По словам выступав шего летом 1920 г. на II съезде Советов Мурманского уезда предста вителя Мурманской железной дороги Шульца, рабочие Центра отно сились к Мурману с недоверием и не хотели переезжать на Север. 1 Декреты Советской власти. — Т.4. — С.306. 2 Декреты Советской власти. — Т.9. — C.8-9.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz