Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
168 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории построенный обществом Олонецкой железной дороги, находился в собственности последнего. Царское правительство, намеревавшееся выкупить этот участок в казну,1 не успело осуществить задуманное. Решением Временного правительства от 28 марта 1917 г. этот участок был выкуплен, и Мурманская железная дорога на всем протяжении до Петрограда стала принадлежать государству2. Сохранился и интерес к перспективам экономического разви тия Кольского Севера, в частности, к развитию нового города на бере гу Кольского залива. Хотя 27 марта 1917 г.А.Ф. Трепов был освобожден от должности попечителя Романова-на-Мурмане, сам институт попе чительства был сохранен — его функции были переданы учрежден ной Временным правительством особой комиссии, в которую вводи лись представители Министерства путей сообщения, Министерства земледелия и Министерства торговли и промышленности3.Уже после падения монархии, весной 1917 г., распоряжением морского мини стра А.И. Гучкова и с одобрения Временного правительства Романов- на-Мурмане был переименован в Мурманск4. Летом и осенью 1917 г. полным ходом шли работы по выработке плана застройки нового города и согласованию «территориальных интересов» всех рабо тавших в нем ведомств, чему, например, было посвящено заседание Междуведомственного совещания 5 октября 1917 г. в Мурманске5. Одной из приоритетных задач Временное правительство про должало рассматривать военную оборону северной окраины, для че го 11 сентября 1917 г. приказом морского министра ввело в действие Временное положение о Главном начальнике Мурманского укре пленного района и Мурманского отряда судов (главнамуре). Им стал контр-адмирал К.Ф. Кетлинский. Главнамуру передавались широкие права «коменданта крепости, находящейся на осадном положении», в пределах огромной территории — Мурманского побережья, вклю 1 РГИА. — Ф.274. — Оп.2. — Д.1008. — Л.5об. 2 РГИА. — Ф.268. — Оп.5. — Д.ЗЗЗ. — Л.З. 3 РГИА. — Ф.274. — Оп.2. — Д.1008. — Л. 109; Журналы заседаний Временного правительства. В 4 т. — М., 2001. — Т.1.— С.182. 4 Журналы заседаний Временного правительства. В 4 т. — М., 2001. — Т.2. — С.216; М., 2004. — T.3. — С.295. 5 Ушаков И.Ф. Выработка плана застройки города Мурманска//Наука и бизнес на Мурмане. — 2002. — № 1, — С.51-54.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz