Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
Раздел III •Глава 6 167 шей морской торговли», настаивал на учреждении на Мурмане пор тового управления1. 13 февраля 1917 г. товарищ министра торговли и промышленности Н.П. Ланговой поставил в Совете Министров во прос об отпуске средств на геологические исследования полезных ископаемых вдоль Мурманской железной дороги2. Разные проекты колонизации Севера требовали координации действий по их осуществлению. 18 октября 1916 г. после возвраще ния с церемонии закладки нового города А.Ф. Трепов предложил Николаю II создать «Междуведомственное совещание по развитию Севера», что и было сделано; А.Ф. Трепов стал его председателем3. Стратегическое значение нового города для будущего России легко заметили современники. Тибетский врач и приближенный Николая II П.А. Бадмаев писал императору в феврале 1917 г. о том, что «порт Романов должен сыграть мировую роль для нашего Отечества — большую, чем берега Финского и Рижского заливов, Немецкого моря и даже Черного моря и Дарданелл. Порт Романов будет не только ко нечным портом для всей России с Туркестаном и ближайшими частя ми азиатского материка, но даже конечной точкой для всего азиатско го Востока, Индии, Индокитая, Тибета, Китая, Маньчжурии, Монголии и Японии»4. Многие проекты царского правительства не были реализованы из-за начавшейся в России революции. Несмотря на все усилия цар ского правительства, мурманский стратегический коридор, постро енный за 5 месяцев до падения монархии в России, не смог карди нально спасти положение Российской империи. Пришедшее к власти в марте 1917 г. Временное правительство, заявив о курсе продолжения войны, было вынуждено принимать ме ры по усилению пропускной способности и улучшению техническо го состояния Мурманской железной дороги и Мурманского порта. В своих заседаниях 6 июня и 17 августа 1917 г.оно предусмотрело выде ление средств на эти цели. Была решена и проблема подчиненности дороги, вызванная тем, что участок пути от Петрозаводска до Званки, 1 РГИА. — Ф.1276. — Оп.12. — Д.458. — Лл.3-10. 2 РГИА. — Ф.1276. — Оп.13. — Д.91.- Л.З. 3 РГИА. — Ф.274. — Оп.2. — Д.747. — Лл.151-153; Ф.274. — Оп.2. — Д.1008. — Л 113. 4 Бадмаев П.А. За кулисами царизма: Воспоминания. Мемуары. — Минск — М., 2001. — С.50- 52.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz