Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

164 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории Таблица 11 Изменение количества Высочайше утвержденных решений Совета Министров России, касающихся развития морских театров и примыкающих к ним территорий (1912-1915 гг.) Морской театр 1912 г. 1913 г. 1914 г. 1915 г. Всего Балтийский 3 2 2 4 11 Азово- Черноморский 3 2 2 10 17 Тихоокеанский 3 3 3 8 17 Северный 0 0 8 24 32 Всего 9 7 15 46 77 Таблица составлена по: Высочайше утвержденные особые журналы Совета Министров за 1912-1915 гг. (Библиотека РГИА. Инв. № 82629, 84625, 84627, 84628, 84630, 98290, 99942). Военно-стратегическая рефлексия центра к Кольскому Северу вызывалась геополитическими условиями Первой мировой войны и, как всякая другая реакция, носила временный характер: нервные им­ пульсы в системе государственного взаимодействия устремлялись из центра на север постольку, поскольку этого требовали военные потребности. С окончанием войны или расширением ресурсных воз­ можностей присутствие государства на Севере становилось необя­ зательным, по крайней мере, требовало принятия новых доктри­ нальных принципов, а вместе с этим реформирования всей системы безопасности страны. В то же время этот эпизодический всплеск внимания к северной окраине пробудил и долгосрочные интересы, основанные прежде все­ го на довоенных проектах экономического освоения Кольского Севера. Благодаря строительству железной дороги (мечта о которой до войны многим казалась несбыточной), все они получали новую актуальность1. 1 Зайцев А.Ф., Родионов Н.Р. Мурманская железная дорога и задачи экономической политики на Севере. — Пг., 1916. — С.11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz